Каждый раз, оформляя очередной заказ в онлайн-магазине или маркетплейсе, долго приходится ломать голову, выбирая способ доставки.
Курьером? Удобно, потому что не надо никуда идти, довезут до двери и отдадут из рук в руки. Но промежуток времени, в который надо ждать доставку, часто растянут, и непонятно, будешь ли ты дома, когда приедет курьер. Ну хорошо, он позвонит за полчаса до визита. И, как назло, это окажется самый неудобный момент. Потому что обязательно случается или внезапный зум по работе, или пора идти забирать ребенка из школы. А то и просто забыл, как ночью заказал пять шампуней с хорошей скидкой, поэтому вечером, когда доставщик уже стоит у дверей квартиры, ты спокойно ужинаешь в кафе с друзьями.
Хорошо, тогда самовывоз? Не надо подстраиваться под курьера. Не надо платить за его услуги. Да и вопрос безопасности тоже решается сам собой: не надо открывать дверь постороннему человеку. Плюс можно забрать заказ в удобное время. Пусть даже придется идти до пункта выдачи заказов. Вот только иной раз так замотаешься в делах и рутине, что совсем забываешь пройти эти лишние триста метров по пути с работы домой. А еще надо иметь в виду, что у пунктов выдачи и торговых центров, где порой ставят постаматы, есть свои часы работы — еще одно ограничение по времени.
Сколько уже таких заказов не дождались, когда их заберут, и отправились обратно к продавцам. Все при этом страдают: поставщики несут убытки, покупатели не получают товар, еще и накопленный процент скидки уменьшается.
И какой способ доставки ни выбери, везде подвох. Злишься на курьера, который едет в самый неподходящий момент, злишься на себя, потому что пропустил все сроки хранения. Поэтому иной раз мечтаешь, хоть бы этот заказ как-то сам собой материализовался в твоей квартире. Ну или появился еще какой-то третий способ, который устроил бы привередливых заказчиков по всем статьям.
И вот он появился. Благодаря не научной мысли, придумавшей, как телепортировать предметы в пространстве, а новому столичному проекту «Московский постамат». Это первый в России сервис доставки товаров из разных интернет-магазинов и маркетплейсов в постаматы, расположенные непосредственно в подъездах жилых домов и на придомовых территориях.
Такое получилось идеальное среднее арифметическое решение между курьерской доставкой и самовывозом. Когда и курьера ждать не надо, откладывая свои дела, и тратить время на выход из дома не нужно. Просто спустился вниз, буквально в тапочках и пижаме. Хоть утром, хоть днем, хоть вечером и даже ночью.
В пресс-релизе Правительства Москвы, которое запустило этот проект, так и назвали одно из преимуществ этой инициативы — «тапочковая доступность».
И кого ни возьми, все в плюсе и выгоде от нового сервиса. Во-первых, получатели. Причем любого возраста и статуса. Молодежь, которой надо все здесь и сейчас с минимумом затраченных усилий. Семейным парам с детьми. Им важно, что не надо подстраиваться под кого-то и нарушать привычный распорядок дня. Людям старшего возраста тоже удобен новый формат. Он безопасный: доставку привозят проверенные курьеры компаний-партнеров, нет лишних контактов, не надо выходить на улицу, все легко сделать самому. Доступ к постамату только у жильцов подъезда. К тому же постаматы в подъездах находятся под круглосуточным видеонаблюдением.
Во-вторых, существенно сократится число невостребованных заказов и продавцы сэкономят на транспортировке.
Постаматы уже проходят тестирование и устанавливаются в подъездах жилых домов и на придомовых территориях по всей Москве. Пока в них будут доставлять заказы из маркетплейса Яндекс Маркет, а в ближайшее время к проекту присоединятся еще несколько крупных торговых интернет-площадок. Получается, что несколько заказов из разных магазинов можно забрать в один визит на первый этаж своего дома. Исключение составят лишь продукты питания, которые в подъездные постаматы доставлять не будут.
В будущем через эти постаматы можно будет даже возвращать товары, если они не подошли или оказались бракованными. Вот это, конечно, огромный плюс проекта. Порой так не хочется ехать в магазин или идти в пункт выдачи и возиться с оформлением возврата. А тут — в ячейку положил, курьер оттуда забрал, деньги вернули. В планах также использовать устройства для получения бытовых услуг, например сдавать через них вещи в химчистку или ремонт.
С установкой постаматов тоже все устроено достаточно просто, к тому же это бесплатно. Москвичи — собственники жилья могут сами внести предложение. Для этого надо зайти на сайт, нажать кнопку «Хочу постамат» и заполнить небольшую анкету. Предложение рассмотрят для включения в план по установке постаматов. Главное, чтобы в подъезде были соблюдены несколько важных условий: наличие места, минимальное число квартир в подъезде (68) и возможность установить в подъезде розетку с напряжением 220 В.
Кстати, на сайте проекта можно через специальный QR-код «примерить» постамат в своем подъезде. Надо считать код камерой смартфона, потом навести ее навести на стену. На экране появится изображение постамата в пространстве вашего подъезда. Так можно понять, поместится ли он. Причем можно выбрать между малым и средним размерами.
Если постамат не помещается в подъезде, его можно установить на придомовой территории. Он, как и все остальные устройства проекта «Московский постамат», будет установлен под круглосуточное наблюдение. Доступ к нему будет лишь у курьеров компаний — участников программы, прошедших к тому же дополнительную проверку персональных данных. И у получателей заказов (только у жильцов подъезда, где установлен постамат), которые могут открыть ячейку по уникальному одноразовому коду.
Всю подробную информацию о «Московских постаматах» и ответы на самые часто задаваемые вопросы можно посмотреть на сайте проекта.
Фото: предоставлено пресс-службой Мэра и Правительства Москвы