«Мы отменяем участие Ильи Трушевского на фестивале “Форма” в связи с выдвинутыми против него обвинениями и надеемся на объективное расследование произошедшего» — такое заявление опубликовали в понедельник устроители одного из главных московских фестивалей современной культуры.
«Мы выбрали работу Ильи из множества заявок потому, что она отражает наши идеи об экологии и защите окружающей среды, но этого мало. Фестиваль также место взаимного уважения, дружбы, любви и творческого самовыражения», — пишут организаторы фестиваля.
Речь идет об обвинениях, высказанных в отношении художника журналисткой Ритой Бондарь в субботу. Как она рассказала у себя в фейсбуке, Трушевский пришел к ней в гости, попытался вступить в интимную связь, услышал отказ, однако продолжил исполнять свои намерения. «Илья Трушевский знал, что я не хотела секса с ним. Вычисляется это просто — сказала “нет”, значит, “нет”», — пишет журналистка. При этом, утверждает девушка, ему было известно, что Бондарь принимает седативные препараты, от которых клонит в сон, и ее возможность сопротивляться физически снижена. Жертва подала заявление в полицию.
Стоит, пожалуй, напомнить, что в 2011 году Басманный суд Москвы уже признавал Трушевского виновным по другому эпизоду изнасилования, то есть признал его преступником и, назовем это прямо, насильником. Художник получил пять лет колонии общего режима.
Фестиваль «Форма» наверняка был в курсе этой истории — восемь лет назад она наделала много шума. Тем не менее его работа в этом году была принята на фестиваль: видимо, талант Трушевского показался организаторам не менее очевидным, чем его репутация.
Если «Форма» хочет приглашать только художников, которые не только своим творчеством, но и поведением в жизни соответствуют заявленным ценностям, то им, пожалуй, стоило поставить знак вопроса около его фамилии еще на этапе отбора работ. Неплохо было бы солидаризироваться не только с Бондарь, обвиняющей Трушевского в насильственных действиях, но и с другой жертвой, в отношении которой его вина уже доказана.
С другой стороны, если уж «Форма» решила отделить творчество художника от его репутации, стоило бы идти до конца — и подтвердить это соответствующими заявлениями. Например, что за предыдущий проступок художник наказан, а следующий эпизод не доказан, а до тех пор Трушевский невиновен. Иными словами, фестивалю не стоило менять свою позицию на ходу — потому что иначе (в случае, например, оправдательного приговора) может выясниться, что Трушевский окажется в положении Кевина Спейси и Вуди Аллена, которые немало пострадали и потеряли в связи с обвинениями в сексуальных домогательствах, но затем были признаны невиновными — и, как в анекдоте про предателя в рядах партизан, «перед ребятами неловко получилось».