Все такси должны быть единого для конкретного региона цвета, на крыше фонарь, по бокам шашечки, машину обязательно нужно внести в единый реестр такси. Водитель — строго без судимостей — должен оформить специальный полис ОСГОП, проходить ежедневный медицинский (а его машина — технический) осмотр, иметь трудовой договор, статус ИП или самозанятого, не более трех неоплаченных штрафов за нарушение ПДД, разрешение на работу, а также аттестоваться на знание города. По данным Союза пользователей платформ «Цифровой мир», многочисленные условия, обязательные для исполнения в соответствии с прошлогодним законом о такси, не могут выполнить более 70% таксистов.
Наблюдающие за рынком эксперты подсчитали и ужаснулись: таксисты массово скатываются обратно в серую зону: отказываются от легального статуса и берут заказы через соцсети и мессенджеры. Площадок, предоставляющих такие услуги, насчитали 4 тыс., а подписчиков — 10 млн человек. Клиентов категории «эконом» такой вариант вполне устраивает: соблюдение закона требует не только прямых затрат, но и отнимает время, в которое водитель недополучает прибыль. Все эти потери ему надо компенсировать в течение рабочего дня, при этом известно, что российские таксисты и так с трудом «отбивают» затраты на бензин, ремонт и амортизацию. Вероятно, с этим комплексом проблем и связаны невеселые новости от агрегаторов об увеличении стоимости услуг. По данным председателя АНО «Цифровой мир» Валерия Корнеева, из агрегаторов ушли уже 1 млн самозанятых водителей в целом по стране.
Ассоциация водителей такси, общественного и грузового транспорта обращает внимание, что работа в серой зоне опасна и для таксистов, и для пассажиров, и пытается вырулить на золотую середину, уговаривая власти ударить по тормозам. В Госдуме, говорят, уже согласились, что некоторые положения закона нужно скорректировать.
Фото: Imago Stock and People/East New