У Москвы, как и положено мегаполису, много легенд. Например, кольцевая линия метро якобы строилась в соответствии с 12 знаками зодиака, а штаб-квартира ФСБ на Лубянке уходит на 30 этажей вниз. Но это все догадки, которые так просто не проверишь. А есть примета, которая действительно работает: хлебное место в столице пустовать не будет. Рассказываем историю московских заводов и фабрик, на которых раньше пекли хлеб и делали вино, а сегодня живут, работают и приходят потусоваться.
Завод игристых вин «Корнет», или бывшее товарищество «Абрикосов и сыновья», когда-то крупнейшее кондитерское предприятие страны. Станки и конвейеры из зданий, где когда-то кипела работа, давно вывезли, но цеха не пустуют. Теперь москвичи ходят на бывшие фабрики за красивой сохранившейся архитектурой, приятными покупками или на деловую встречу. Кажется, именно там, где некогда производили продукты питания — выпечку, вино, водку, конфеты, «новая жизнь» расцвела пышнее всего. Впрочем, объяснение этому есть: москвичи всегда любили вкусно поесть, и эти места по-прежнему притягивают.
«Редевелопмент бывших промышленных зон — очень популярная тема вот уже почти полвека. Как только фаза активного развития промышленности в городах сменилась периодом переосмысления занятых заводами территорий, они стали активно трансформироваться. И удачных примеров перестройки бывших промзон много во всем мире, — отмечает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. — Причем подходы к редевелопменту таких городских участков радикально отличаются. Это может быть почти полный снос всех промышленных построек и создание абсолютно нового объекта. Например, территория ЗИЛа в Москве: от бывшего завода при проектировании и создании нового жилого района осталась только сетка планировки предприятия и структура улиц. А бывает иначе, как, например, на “Красном Октябре”, когда весь контекст был сохранен и наполнен новым функционалом, но почти ни одного нового здания не появилось».
По мнению Сергея Кузнецова, самые интересные проекты появляются, когда создается микст: сохраняется часть исторической застройки и строятся новые объекты. «Сейчас, пожалуй, самый яркий такой пример в Москве — “Бадаевский”. Старые здания хранят особую атмосферу и историю места на контрасте с новой современной архитектурой. Причем это работает не только в определенной локации, при реорганизации промзон. Так устроен весь центр Лондона! Именно контраст дает самый мощный эффект: когда в одном месте пересекаются исторические слои города. Когда рядом соседствуют здания из разных эпох, получается настоящая “глубина” и машина времени в одной точке», — уверен главный архитектор столицы.
«Мне кто-то рассказывал, что до сих пор на “Красном Октябре” чувствуется запах шоколада и конфет. Вроде как он не выветрился. Это, конечно, как фантомная боль, просто воображение. Но, видимо, что-то эфемерное в воздухе витает, чем можно было бы объяснить популярность таких мест», — смеется исследователь архитектуры и градостроительства Александр Змеул.
«А если серьезно, территории бывших заводов сегодня активно трансформируются. Так удается или исторические здания сохранять, или решать дефицит мест для застройки в центре. А еще — открыть широкой публике уникальные с точки зрения архитектуры места, которые прежде были недоступны.
Начиналась перестройка бывших заводов с арт-кластеров как наиболее простых в реализации. Теперь же в тренде многофункциональность, и на месте бывших заводов и фабрик вырастают современные “города в городе”: с жилыми кварталами, деловыми центрами, классными спортивными площадками.
По сравнению, скажем, с бывшими металлургическими заводами или электростанциями, которые тоже часто подвергаются переделке, у пищевых предприятий есть один несомненный и жирный плюс. Так как производство было не вредное, не нужно много времени для подготовки объекта, — отмечает Александр Змеул. — Плюс переделка стоит относительно недорого, с меньшими затратами».
«Хлебозавод №9»: от хлеба к зрелищам
До 1920-х годов в Москве, как и в большинстве городов мира, хлеб выпекался небольшими партиями — при продовольственных лавках и булочных. Но после революции пришлось быстро перейти от кустарного к централизованному способу: в период НЭПа в столицу хлынули сотни тысяч жителей деревень и других городов, и всех надо было кормить.
После не особо удачной попытки освоить производство с немецким привозным оборудованием в СССР изобрели свое. Отличился инженер Георгий Марсаков, в честь которого названо главное пространство обновленного «Хлебозавода» — с магазинами, коворкингом, офисами. Человек интересной судьбы, Марсаков строил пушечный завод в Волгограде, там же восстанавливал разрушенный в годы Гражданской войны водопровод, успел побыть начальником металлургического цеха и даже депутатом. А после нашел дело жизни — заниматься разработкой технологических линий для выпекания хлеба.
Конвейер уже существовал, но Марсакову в голову пришла простая, но гениальная идея, которой, как позже признавали современники, завидовал Генри Форд. Советский инженер додумался модифицировать механизм: замкнуть его в кольцо. Так появился кольцевой конвейер, а вместе с ним и примечательная форма главного здания «Хлебозавода» — круглая.
Мощность завода впечатляла — 190 тонн хлеба в сутки. Предприятие кормило целый Северо-Восточный округ, а старожилы до сих пор вспоминают, что на весь район разносился аромат свежеиспеченного хлеба.
К концу 1980-х техника устарела, в начале 1990-х ее попытались обновить, но производительность все равно просела. Да и столько хлеба москвичам уже было не нужно. В больших объемах требовались уже другие продукты: сухарики, макароны, печенье.
Участок у метро «Дмитровская» всегда считался лакомым куском. На «Хлебозаводе» проводят фестивали локальных брендов, книжные ярмарки, барахолки и гастромаркеты — всего до 300 мероприятий в год.
«Винзавод»: процесс брожения продолжается
Кажется, активность здесь была всегда. Взять хотя бы одну из первых владелиц усадьбы, которая стояла на этой месте, княгиню Екатерину Волконскую по прозвищу «тетушка-воин». Фактически она «рулила» своим племянником, фельдмаршалом Петром Волконским, а тот был ни много ни мало начальником штаба Кутузова.
Позже хозяевами имения стали купцы, которые переделали его в небольшой пивоваренный завод и солодовню. До конца XIX века предприятие, значившееся под именем «Московская Бавария», меняло владельцев. Завод при этом был одним из самых современных в мире: три паровые машины мощностью 45 лошадиных сил, 70 рабочих. Легендарным пивом стало «Черное бархатное».
Позже в этих местах появился Московский комбинат виноградных и десертных вин, где разливали продукцию из Крыма и Кавказа. Его ассортимент воспет в поэме «Москва — Петушки»: портвейны «777» и «Далляр», а еще вино «Искорка» производились именно здесь.
В конце XX века производство закрыли. Создать здесь художественный центр предложил бизнесмен Роман Троценко. Они с женой Софьей увлекались искусством, и пара воодушевилась увиденным на швейцарской ярмарке Art Basel. «Прекрасно помню первый раз, когда я попала на эту территорию. Единственная мысль у меня была: “Ужас! Неужели здесь можно что-то сделать?” По 4-му Сыромятническому переулку тогда машина проезжала раз в два дня, просто не было повода для появления автотранспорта в районе: если территория завода еще как-то чистилась, то за забором начинались сугробы по пояс», — вспоминала в интервью Софья Троценко.
По ее словам, задача была не только сохранить уникальную промышленную архитектуру, но и приспособить ее под новые, культурные, функции. Например, понять, в каком количестве нужны кафе, чтобы не превратиться в центр общепита.
Реконструкцию доверили архитектору Александру Бродскому. В итоге о хмельном прошлом помещения напоминают названия: «Цех Белого», «Цех Красного», «Большое Винохранилище», «Бродильный». «Винзавод» стал не первым, но, пожалуй, самым успешным арт-кластером Москвы, куда переехали главные на тот момент галереи.
Открылось пространство в 2007 году, уже тогда собрав свои «очереди на Серова». Публика ломилась на выставку Олега Кулика «Верю» в рамках второй московской биеннале. «Для меня важным показателем успешности проекта стали таксисты: где-то через полгода после открытия “Винзавода” они все знали, что это и где находится», — признавался первый арт-директор центра Николай Палажченко.
Сейчас на территории «Винзавода» расположено одиннадцать галерей, шесть образовательных центров, мастерские художников, а также шоу-румы и кафе.
«Кристалл»: от «Столичной» до «19:01»
Производство на улице Самокатной началось в 1901 году. Изначально здесь находился «Московский казенный винный склад №1», где до начала Первой мировой разливали три вида водки: «Простую», «Улучшенную» и «Боярскую». В годы Великой отечественной войны на «Кристалле» выпускали сухой спирт и разливали «коктейль Молотова». А в 1953-м здесь родилась легендарная водка «Столичная».
Свое современное название завод «Кристалл» получил в 1987 году. А в 2013-м прекратил работу. И с тех пор ждал часа, чтобы начать новую жизнь. А пока ждал, был объектом так называемого ржавого пояса — полузаброшенной территорией бывшего промышленного предприятия.
Для многих таких объектов долгое время не могли найти новые функции, и проблема интеграции в городскую ткань действительно существовала. Но для Москвы, к счастью, разрешилась благополучно. В столице проекты по реновации и ревитализации начались еще в 2000-х годах. «Винзавод» стал одним из первых удачных примеров — сейчас на его территории действует успешный арт-кластер. Позже появились «Флакон», «Хлебозавод», «Центр Зотов» и другие.
Все понимали, что подходить к реконструкции такого места, как «Кристалл», нужно максимально бережно: здесь много наследия. Предприятие считалось богатейшим, как-никак завод-передовик. Даже ходили легенды, что в фонтане во дворе журчала не вода, а водка.
Отголоски модной столичной жизни до «Кристалла» долетали: пару раз территория бывшего завода становилась площадкой фудмаркета Stay Hungry Backyard, а хипстеры закусывали здесь бургерами. А буквально в конце августа 2023 года открылось культурное пространство «19:01». Его создатели обещают, что это первый шаг в сторону позитивных изменений — начало большого возрождения «Кристалла». Название нового пространства — отсылка к году основания местного производства. Но есть и еще одна версия. 19:01 — символ окончания рабочего дня и начала веселья.
Как обещают создатели, «19:01» будет пространством для отдыха, прогулок и встреч с друзьями, «тихое и даже секретное в будни и наполненное яркими событиями в выходные». Здесь будут проводить концерты и вечеринки, театрализованные перформансы и мастер-классы. Гиды проекта «Москва глазами инженера» расскажут об истории завода, всех его эпохах и культурных слоях: фасадах 1900-х, лестницах 1920-х, декорациях 1970-х и стрит-арте 2010-х.
Гастропартнерами «19:01» стали бары Nest, «Ровесник» и бургерная Burger Heroes. Они предложат специальное меню с «новыми интерпретациями» блюд-блокбастеров и авторскую барную карту.
Что еще может появиться на «Кристалле» в ближайшее время, предположили эксперты.
Марина Юшкевич, искусствовед, архитектурный журналист
«Кристалл» уже давно интересует девелоперов. Первый заход был около десяти лет назад, когда его планировали переоборудовать в жилой квартал. Как раз был бум московских лофтов. «Даниловская мануфактура» показала всем зажигательный пример перестройки части цехов в апартаменты. Лофты тогда хотели все, а хороших добротных краснокирпичных фабрик, из которых получились бы аутентичные пространства, было не так много.
По задумке девелопера, между исторических корпусов должны были вписаться многоэтажные, нарочито современные, которые помогли бы отбить вложения в проект. Впрочем, все заглохло, и ансамбль «Кристалла» еще десять лет стоял не слишком задействованный и не очень известный москвичам.
По какому пути пойдет ASTERUS, пока неизвестно. Ясно только, что исторические корпуса, имеющие статус объектов культурного наследия, подлежат охране и останутся на месте.
Пока новый владелец «Кристалла» сделал там поп-ап пространство для концертов и вечеринок на открытом воздухе, чтобы напомнить нам всем, что на высоком берегу Яузы есть роскошный завод с богатой историей. Это, с одной стороны, красивый жест в адрес горожан, с другой — хороший маркетинговый ход: позабытое место снова привлечет к себе внимание.
Мне видится, что в будущем здесь будет что-то в духе квартала Kampus в Манчестере — деликатный микс старого и нового с перевесом в пользу истории. Сквозное, открытое пространство, зелень и тайные садики.
Павел Гнилорыбов, урбанист, основатель и главный редактор проекта «Архитектурные излишества»
«Кристалл» — логичное и разумное продолжение целого ряда арт-кластеров, с начала 2000-х возникавших возле «Курской». Только теперь началась экспансия за Яузу. Можно даже перекинуть мостик между алкогольным прошлым «Винзавода» и такой же историей «Кристалла»
От метро довольно далеко, случайно зайти на эту территорию сложно, но деятельность «Кристалла» поможет оживить поистине уникальный район вокруг. Там достаточно мало жилья, но много заводских территорий, интересных закоулков, маленьких парков.
Считаю, что Яуза с ее десятками набережных очень сильно недооценена, равно как и пространство рядом с «Кристаллом» — туда очень редко водят городские экскурсии.
Дмитрий Соснин, кандидат политических наук, директор программы кафедры территориального развития им. В. Л. Глазычева отделения дизайна ИОН РАНХиГС
Превратить все бывшие промышленные зоны в креативные кластеры невозможно. Такого огромного спроса на креатив нет, сложно будет найти столько резидентов. Поэтому ревитализация может идти по разным сценариям.
На объектах «ржавого пояса» могут разворачивать новые технологические производства. Кроме того, частично такие территории отдаются под жилую современную застройку, так как многие из них расположены в центре города. В Москве подобный проект уже был реализован на площадях ЗИЛа, где построены жилые комплексы и создан культурный центр. Также площади промзон представляют собой резерв для развития социальной инфраструктуры (медучреждений, спортивных объектов, школ), дефицит которой часто наблюдается в крупных городах.
Вопрос с ревитализацией территории бывшего ликеро-водочного завода «Кристалл» решается уже более десяти лет. Сейчас наконец дело сдвинулось с мертвой точки. На текущий момент эти территории, расположенные практически в самом центре Москвы, используются неэффективно. При этом градостроительный потенциал под строительство жилья здесь очень высокий. Поэтому, конечно, интеграция этой площади в городскую ткань является востребованной и актуальной.
«Большевик»: как sweet dreams стали реальностью
В конце XIX века у москвичей появился новый аттракцион: ездить вечером на окраину, до села Всехсвятское. Здесь у фабрики француза Адольфа Сиу загорались сотни огней — для того времени «лепестричество» в провинциальной Москве было целым шоу. Еще в воздухе невыносимо вкусно пахло пастилой. А позднее и печеньем «Юбилейное» — здесь его выпустили в 1913 году, к 300-летию дома Романовых.
Да и само здание — просто игрушка какая-то! Вместо лепнины — узорная кладка с использованием кирпичей двух цветов: так придумал архитектор, модный на тот момент Оскар Дидио. Может, эта красота и спасла фабрику от сноса в неспокойное революционное время и лихие девяностые.
Там, где сегодня работает кафетерий «Венский цех», раньше был магазин при фабрике, куда со всей Москвы ездили за пирожными «Птичье молоко» и «Картошка». В постсоветское время «Большевик» вновь попал к иностранцам: сперва к Danone, потом к Kraft Foods. Производство здесь закрыли в начале 2010-х и перевезли во Владимирскую область.
В 2014 году, после завершения первой стадии реновации, «Большевик» получил статус объекта культурного наследия. На благоустройство одной из старейших кондитерских фабрик Москвы потратили десятки миллионов долларов. Цель была сформулирована так: сделать что-то похожее на современный музей Лондона. Дело поручили архитектурному бюро John McAslan, которое разрабатывало план реконструкции лондонского вокзала King’s Cross. В итоге на «Большевике» появились бизнес-центр и апартаменты в стиле «лофт». А еще современный пятиэтажный музей, посвященный русскому импрессионизму, выросший из домашней коллекции бизнесмена и мецената Бориса Минца. Культурная институция, распахнувшая двери в 2016 году, расположилась в здании бывшего мукомольного цеха.
«Бадаевский»: бывший пивзавод на новых «ножках»
«Парящий небоскреб, который станет новой достопримечательностью столицы!» «Дом “на ножках”, который испортит весь вид!» Смелый проект перестройки бывшего пивзавода на набережной Тараса Шевченко, представленный публике еще в 2019 году, вызвал у москвичей ожесточенные споры.
Комплекс, который до 1934 года назывался «Трехгорным», а позже получил имя в честь большевика Алексея Бадаева, ведет свою историю с 1875 года. Авторы у здания завода именитые: над архитектурой основных корпусов работал Август Вебер, определивший облик Политехнического музея, а после эстафету принял Роман Клейн, автор зданий ЦУМа и Пушкинского музея. Он перестроил главный комплекс, возвел элеваторы и водонапорную башню.
К 1900 году предприятие вышло на первое место в Европе по сбыту пива в бутылках, а в советское время получило серебряную медаль на выставке в Брюсселе. Чтобы варить напиток на хорошей воде, здесь пробурили глубокие скважины.
В 2006-м производство остановили. Но жизнь тут продолжала бурлить: открывались арт-пространства, кафе и офисы. Но джентрификации в полном смысле слова не случилось: приходили разные арендаторы, которые порой варварски перестраивали под себя помещения.
В 2016 году в Москве началась реорганизация бывших промзон столицы — так называемого ржавого пояса, в который вошла и территория Бадаевского завода. Тогда-то предприятие в элитном районе в семи километрах от Кремля и оказалось под пристальным вниманием.
За дело взялись обладатели Притцкеровской премии — швейцарцы из бюро Herzog & de Meuron. Они предложили возвести над исторической красно-кирпичной частью современную — из стекла и бетона, опирающуюся на тонкие 35-метровые колонны.
На Бадаевском появится элитное жилье. Но, кроме него, обещают и общедоступные зоны: бассейн с панорамными окнами, фитнес-центр, баню в несколько этажей, амфитеатр с коворкингом, рестораны и фудмаркет. А в одном из исторических зданий заработает крафтовая пивоварня, призванная продолжить традицию места.
Фото: vk.com/hlebozavod9, vk.com/winzavod.artcenter, Юлия Иванко/агентство «Москва», shutterstock.com, Herzog & de Meuron, пресс-служба ASTERUS, pastvu.com, mos.ru