Музей не скрывает, что интересуется гендерной темой в контексте творчества художницы XVII века.
В случае с Артемизией Джентилески мысль о том, что биография художника неотделима от его творчества, получает неопровержимое доказательство. Когда говорят о Джентилески, часто употребляют слово «первая». Она была первой художницей, избранной во Флорентийскую академию художеств, что для того времени было совершенно беспрецедентно. Она стала первой женщиной в Италии, посмевшей убить человека, покушавшегося на ее честь, — и была оправдана. Все вместе это сделало Джентилески «первой феминисткой» — именно так ее любят называть сторонники движения за равноправие полов и гендеров.
Как рассказала агентству «Москва» директор ГМИИ Марина Лошак, над большой выставкой работ художницы из круга Караваджо музей задумывался уже давно. «Переговоры с итальянскими музеями давно ведутся, мы складываем концепцию, пытаемся понять время. Нам бы хотелось, чтобы это было в новом выставочном пространстве, которое должно открыться в конце 2020 — начале 2021 года, и в это время провести выставку», — рассказала Лошак. По ее словам, значительная часть картин находится в частных собраниях, что усложняет работу.
Работы Артемизии должны быть дополнены картинами ее отца, Орацио Джентилески. «У нас очень плохо знают работы ее отца, потому как даже не Караваджо, а отец был тем влияющим фактором, это тоже будет очень интересным сопоставлением», — рассказала директор музея.
Лошак не скрывает, что тема гендерного равенства и межгендерного насилия в контексте работ и судьбы художницы тоже интересует кураторов: «Мы хотим поколдовать, поговорить на женскую, гендерную тему». До сих пор москвичи могли видеть одну работу Джентилески — «Юдифь, обезглавливающая Олоферна». Она представлена на открывшейся в феврале в ГМИИ выставке «Гости из Неаполя».
Изображение: Артемизия Джентилески. Иаиль и Сисара, ок. 1620