То же самое коснется и мессенджеров, если проект примут в рамках поправок к закону «О персональных данных», пишет «Коммерсантъ».
Часть из них, кстати, уже вступила в силу в марте. Согласно поправкам, операторы данных не могут распространять информацию о нас с вами, пользователях, без специального согласия (речь идет об открытых источниках, например соцсетях или сайтах объявлений). Идея в целом хорошая, согласия начнут собирать уже с 1 июля.
Причем получить их оператор может двумя способами: сам или через Единую информационную систему (ЕИС) Роскомнадзора. Если при регистрации будет использоваться второй вариант, то потребуется ввести много информации: номер телефона и электронную почту (но к этому мы вроде бы уже привыкли), а также паспортные данные и адрес проживания.
Выбирать способ передачи — через ЕИС или собственную систему соцсети — пользователь будет сам. Непонятно, по каким принципам будет работать вторая — об этом в документе ни слова. Зато точно понятно, что при выборе ЕИС с вас не просто соберут данные, но и проверят их через портал госуслуг — как раз с ним и будет интегрирована система.
В документе также говорится, что данные всех зарегистрированных в системе пользователей могут предоставляться и «иным госорганам в случаях, определенных федеральными законами».
Специалисты относятся к нововведениям с настороженностью. «Ни Роскомнадзору, ни соцсетям ни к чему такой объем данных, если они не планируют передавать их правоохранительным органам или монетизировать через рекламу», — считает эксперт «Роскомсвободы» Михаил Третьяк.
Более того, непонятно, как в Роскомнадзоре собираются обеспечивать безопасность данных (мы ведь то и дело слышим о разного рода утечках). Пока все похоже на то, что система будет популярной мишенью у злоумышленников, считает зампред комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Борис Едидин.
Фото: shutterstock.com