Среднемагистральный лайнер Ту-204 был разработан еще в СССР для замены устаревшего Ту-154. Самолет вышел отличным, один такой находится в отряде президента России. После распада Союза массового производства не получилось. Сейчас летает около 50 таких машин в разных модификациях. Одной из них был и авиалайнер Ту-204-100B авиакомпании Red Wings Airlines. Его первый полет состоялся в 2008 году.
29 декабря 2012 года самолет совершал порожний рейс из чешской Пардубице в Москву. На борту находились восемь членов экипажа. Судя по сохранившейся записи переговоров пилотов, обстановка в кабине была нервной. Командир воздушного судна 58-летний Геннадий Шмелев отчаянно матерился во время всего полета. При подлете к Внуково, когда стало ясно, что над аэропортом сильный снегопад и сажать самолет придется почти вслепую, Шмелев и вовсе перешел на чистый мат.
Примерно в 16.30 самолет начал заходить на посадку. Уже на этом этапе было допущено несколько грубых оплошностей: переданная диспетчером схема прибытия в бортовую систему была введена с ошибкой, что пришлось спешно исправлять. Но это были мелочи.
Вообще разбить самолет своими руками довольно трудно. В системе управления существует множество автоматических корректоров, компенсирующих ошибки. Но при большом старании возможно все. В тот день пилоты проявили редкое упорство.
При заходе на посадку командир определил скорость в 210 км/ч, но реально держал ее выше — 230 км/ч. При почти нулевой видимости это было логично. Если визуальный контакт с посадочной полосой не состоится, у пилота будет возможность вывести самолет из глиссады и зайти на второй круг. Но Шмелев решил садиться.
При повышенной скорости глиссады самолет перелетел заданную точку посадки почти на 1000 метров. Это тоже было не страшно. Длина полосы во Внуково — 3000 метров, а пробег Ту-204 составляет 2100 метров — экипаж мог без труда уложиться в границы полосы. Так или иначе, в 16.31 лайнер коснулся земли носовым шасси. Оставалось только тормозить. Именно в этот момент и случился сбой в электронике.
Торможение самолета осуществляется двумя приспособлениями — колесными механизмами, как у машины, и двигателем. Чтобы за считаные секунды снизить скорость огромного лайнера с посадочных 230 км/ч до рулежных 50 км/ч, двигатель надо переключить в режим реверса, то есть обратной тяги, и выпустить тормозные щитки (интерцепторы). Режим реверса включается, только когда шасси касаются земли. В этот момент концевые выключатели замыкаются и передают сигнал на рычаг управления реверсом (РУР). После этого РУР, который до этого блокирован, можно вручную перевести в положение «максимальный реверс». Когда на приборном щитке включается табло «Реверс включен», значит, все в порядке — торможение началось.
В тот вечер ничего этого не случилось. Командир забыл выпустить интерцепторы, снижающие скорость. Когда шасси коснулись земли, сигнал для разблокирования РУРа не сформировался, и он остался блокированным, реверс не включился. С точки зрения электроники самолет все еще летел.
Это сложная нештатная ситуация, но далеко не смертельная. Такие сбои иногда случаются. Все пилоты имеют инструкции, как действовать в таком случае. Надо совершить три несложные операции: выключить реверс, выключить двигатели и начать колесное торможение с помощью педалей.
Но экипаж, который к тому моменту находился в состоянии, близком к истерике, решил действовать по-своему. Вместо того чтобы срочно отключить двигатели, командир принялся с силой давить на РУР, пытаясь перевести его в положение «максимальный реверс». Это был панический и бессмысленный жест — при отсутствии сигнала от шасси реверс не включится ни при каких условиях.
Борьба человека с металлом продолжалась почти 35 секунд! Все это время шасси Ту-204 почти не касались земли. Самолет практически летел над посадочной полосой, не сбавляя скорости ни на километр. В какой-то момент второй пилот растерянно спросил: «На взлет пошли, что ли?» Самолет еще мог зайти на второй круг. Но командир продолжал давить на реверс. За те роковые 35 секунд лайнер успел преодолеть почти 2500 метров посадочной полосы и оказался в опасной близости к ограждениям аэропорта.
В этот момент Шмелев все-таки перевел РУР в положение «максимальный реверс». Но, будучи несанкционированным электроникой, которая продолжала считать, что самолет находится в воздухе, такое положение РУРа компьютер воспринимает как сигнал к увеличению скорости. Двигатели были автоматически переведены в режим повышенной мощности, и самолет начал разгоняться. Только тогда командир Шмелев крикнул: «Выключить двигатели!» До конца посадочной полосы оставалось всего 200 метров, а скорость лайнера — все те же 230 км/ч.
В 16.32 самолет выкатился за пределы полосы, срезал крыльями мачты прожекторов, пробил ограждение аэропорта, перескочил через глубокий (3,5 метра) овраг и врезался в барьер перед Киевским шоссе. Самолет буквально разорвало на три части. Крылья оторвались, а кабина пилотов вылетела на шоссе и разбилась. Отскочившее колесо шасси, подпрыгивая, выкатилось на дорогу и столкнулось с проезжавшим автомобилем, отчего он врезался в отбойник.
Командир экипажа, второй пилот, бортинженер и одна из стюардесс погибли на месте. Остальные четверо были доставлены в больницы. На следующий день умерла вторая бортпроводница. Через несколько дней с сотрясением мозга и переломами шейных позвонков в больницу попал водитель машины, в которую врезалось шасси.
Комиссия Межгосударственного авиационного комитета расследовала катастрофу Ту-204 и пришла к выводу, что ее причинами стали разрегулировка механизма управления и неверные действия экипажа. Пилоты очень не любят последнего вывода, но из этой печальной песни слова не выкинешь: когда работаешь, лучше не материться.
Фото: Виталий Белоусов/МИА «Россия сегодня»