История этого здания начиналась славно, а закончилась позорно. В августе 1913 года торговый дом «Ханжонков и Ко» заложил на Триумфальной площади кинотеатр (тогда говорили «электротеатр»), который принял первых посетителей через рекордные три месяца — 20 ноября того же года.
Основателю торгового дома Александру Ханжонкову, подъесаулу запаса из Ростова-на-Дону, тогда было 36 лет. Ханжонков был для России кем-то вроде братьев Пате для Франции — отцом отечественного кино, киноэкспериментов и проката. В 1911 году он снял первый в России полнометражный игровой фильм «Оборона Севастополя» о Крымской войне. Желающих посетить первую российскую кинопремьеру было столько, что Ханжонкову пришлось арендовать Большой зал консерватории. Ни один из трех кинотеатров Москвы всех вместить не мог. Тогда и возникла идея построить по-настоящему большой кинотеатр.
Ханжонков подошел к делу с размахом. Первоначальный проект предполагал зал на 1500 мест. Однако участок земли на Триумфальной площади стоил слишком дорого, и его пришлось уполовинить. Автор проекта, архитектор Александр Фольбаум, вынужден был практически разрезать проект пополам. «Новый кинотеатр, выдержанный в стиле итальянского ренессанса, бесспорно, один из лучших в Москве в архитектурном отношении, — писала тогдашняя пресса. — Зрительный зал имеет три яруса на 800 человек и самый большой в столице экран (9×6) [метров]».
Итальянский ренессанс в архитектуре был поддержан уникальной эклектикой модерна в интерьерах. Ханжонков назвал свое детище «Пегасом» и устроил открытие, которое сразу сделало его чуть ли не главным городским местом силы. Гостям показали премьеру «Страшная месть», нарезку из работ студии Ханжонкова, а в конце потрясли зал смонтированным за два часа фильмом о начале церемонии, где зрители увидели самих себя. После этого фанатами «Пегаса» стала вся Москва.
Ханжонков задумывал свой электротеатр как место для российских кинопремьер и всевозможных экспериментов. У него работали все тогдашние русские звезды и пионеры новых технологий. Именно в «Пегасе» первый в мире мультипликатор Владислав Старевич показывал свои удивительные мультики из жизни насекомых. Статус самого «культурного синематографа» России сохранился за электротеатром и в Советской России. «Пегас» был переименован в «Горн», а потом превратился в фирменный кинотеатр студии «Межрабпомфильм», будущей студии имени Горького. В 1936 году здание пережило бережную реконструкцию Дмитрия Чечулина, при которой были сохранены исторические интерьеры. Кинотеатр теперь назывался «Москва». А в начале 1950-х реконструкции подверглась вся Триумфальная площадь. На месте трех стоящих в ряд старых зданий, в том числе и Дома Ханжонкова, был воздвигнут позднесталинский шедевр Министерства общего машиностроения, причем так, что все три здания оказались встроены в основание громоздкой многоэтажки. От старых фасадов пришлось отказаться, однако модернистский интерьер «Пегаса» был снова сохранен. Внутри нового министерства «Москва» продолжала жить как самый «культурный синематограф».
Тот же статус кинотеатр сумел сохранить и в жестокие для российского кино 1990-е годы. Поначалу он стал Киновидеоцентром национальных кинематографий, а позже — Центром российской кинематографии. Теперь он уже официально носил название Дома Ханжонкова. Когда вокруг массово рушился прокат и закрывались кинотеатры, Дом Ханжонкова процветал благодаря региональным связям. Все 1990-е годы афиша кинотеатра состояла на 80% из продукции отечественных студий. Благодаря гуманной ценовой политике Дом Ханжонкова удалось превратить в общедоступный и любимый всеми клуб российского кино, где шло множество фестивалей и премьер.
В начале нулевых Дом Ханжонкова был переведен на баланс Управления делами президента (УДП). С этого момента начинается история его бесславного падения. У кинотеатра впервые возникли проблемы с правом собственности на помещение. Дом Ханжонкова был только арендатором своих исторических интерьеров. Собственником при СССР был Совмин, а потом здание по частям разошлось в разные руки. Никаких ремонтов в кинотеатре проводить было просто некому. УДП решило проблему, просто подняв арендную плату до космических высот. Платить такие суммы кинотеатр не мог физически. 29 декабря 2004 года все помещения пришлось освободить. Не помогли ни обращения к президенту деятелей культуры России, ни возмущения иностранных коллег-кинематографистов. Новым арендатором стал некий повар из Италии. Но ненадолго. Следующими арендаторами стали сразу три организации.
Помещения поделили на три части, все исторические интерьеры были разрушены. За минувшие почти 20 лет в Доме Ханжонкова с большими перерывами сменилось несколько десятков арендаторов. Шедевр кинотеатральной эстетики рубежа веков теперь в основном используется как ресторан или танцпол.