Ольга Андреева

Ровно 110 лет назад по Бульварному кольцу впервые проехал трамвай «Аннушка»

2 мин. на чтение

Тогда Бульварное кольцо именовалось «кольцо А». Трамвайный маршрут, повторявший его нестрого кольцевые изгибы, 29 декабря 1911 года был обречен назваться первой буквой русского алфавита.

От «А» недалеко было и до «Аннушки», как его ласково прозвали москвичи. В те времена маршрут «Аннушки» действительно был кольцевым. Он начинался от Яузских ворот и заканчивался на Пречистенских, замыкая круг по набережным. И хотя этот трамвай был в городе уже не первым, он немедленно стал самым любимым.

Именно из окон «Аннушки» можно было увидеть всю красоту Москвы, все ее златоглавые сокровища и романтическое очарование бульваров. Константин Паустовский, в молодости работавший кондуктором столичных трамваев, вспоминал, что молодежь предпочитала работать именно на этом маршруте: «Линия “А” была нарядная, театральная и магазинная. По ней ходили только моторные вагоны, и пассажир был иной, чем на линии “Б”, — интеллигентный и чиновный. Расплачивался такой пассажир обыкновенно серебром и бумажками».

Кольцевым маршрут «Аннушки» был только до 1936 года. Потом началась реконструкция московских мостов, и конечными остановками трамвая «А» стали Зацепская площадь и станция метро «Дворец Советов» (сейчас это метро «Кропоткинская»). Маршрут менялся постоянно. То он забредал на Большую Пироговку, то уходил на Большую Грузинскую. «Аннушка» успела побегать и по Волхонке, и по Варварке, и по Цветному бульвару, и по 3-й Тверской-Ямской. К 1991 году трамвай ходил от Зацепской площади до Чистых прудов. Так бы он там и ходил, если бы не вмешалась Русская православная церковь, которая попросила убрать поворотное кольцо на Зацепе, проходившее вокруг церкви Фрола и Лавра. Просьбу РПЦ удовлетворили, но так как без поворотного кольца маршрут существовать не мог, то 80-летнюю «Аннушку» просто отменили.

Трамвай «А» со времен Паустовского стал одним из неофициальных символов столицы. Как считают московские старожилы, отменить «Аннушку» значит окончательно разорвать связь Москвы с ее прошлым. И хотя почти каждый год в новой России нет-нет да и слышатся призывы закрыть трамвайное сообщение в столице, трамваи как были, так и остались если не самым быстрым, то самым любимым видом перемещения по Москве.

В дни празднования 850-летия Москвы столице вернули «Аннушку». Ее маршрут удлинили через Серпуховскую Заставу до Новоконной площади. Так она ходит и сейчас, из десяти московских бульваров захватывая всего три. Надо заметить, что из-за сложностей рельефа центра Москвы на некоторых участках пути «Аннушка» до сих пор остается единственным видом наземного транспорта. А опыт европейских городов подсказывает, что именно трамвай может сохранить старый исторический центр от автомобильных пробок.

Фото: goskatalog.ru

Подписаться: