, 2 мин. на чтение

Ровно 110 лет назад по Бульварному кольцу впервые проехал трамвай «Аннушка»

Тогда Бульварное кольцо именовалось «кольцо А». Трамвайный маршрут, повторявший его нестрого кольцевые изгибы, 29 декабря 1911 года был обречен назваться первой буквой русского алфавита.

От «А» недалеко было и до «Аннушки», как его ласково прозвали москвичи. В те времена маршрут «Аннушки» действительно был кольцевым. Он начинался от Яузских ворот и заканчивался на Пречистенских, замыкая круг по набережным. И хотя этот трамвай был в городе уже не первым, он немедленно стал самым любимым.

Именно из окон «Аннушки» можно было увидеть всю красоту Москвы, все ее златоглавые сокровища и романтическое очарование бульваров. Константин Паустовский, в молодости работавший кондуктором столичных трамваев, вспоминал, что молодежь предпочитала работать именно на этом маршруте: «Линия “А” была нарядная, театральная и магазинная. По ней ходили только моторные вагоны, и пассажир был иной, чем на линии “Б”, — интеллигентный и чиновный. Расплачивался такой пассажир обыкновенно серебром и бумажками».

Кольцевым маршрут «Аннушки» был только до 1936 года. Потом началась реконструкция московских мостов, и конечными остановками трамвая «А» стали Зацепская площадь и станция метро «Дворец Советов» (сейчас это метро «Кропоткинская»). Маршрут менялся постоянно. То он забредал на Большую Пироговку, то уходил на Большую Грузинскую. «Аннушка» успела побегать и по Волхонке, и по Варварке, и по Цветному бульвару, и по 3-й Тверской-Ямской. К 1991 году трамвай ходил от Зацепской площади до Чистых прудов. Так бы он там и ходил, если бы не вмешалась Русская православная церковь, которая попросила убрать поворотное кольцо на Зацепе, проходившее вокруг церкви Фрола и Лавра. Просьбу РПЦ удовлетворили, но так как без поворотного кольца маршрут существовать не мог, то 80-летнюю «Аннушку» просто отменили.

Трамвай «А» со времен Паустовского стал одним из неофициальных символов столицы. Как считают московские старожилы, отменить «Аннушку» значит окончательно разорвать связь Москвы с ее прошлым. И хотя почти каждый год в новой России нет-нет да и слышатся призывы закрыть трамвайное сообщение в столице, трамваи как были, так и остались если не самым быстрым, то самым любимым видом перемещения по Москве.

В дни празднования 850-летия Москвы столице вернули «Аннушку». Ее маршрут удлинили через Серпуховскую Заставу до Новоконной площади. Так она ходит и сейчас, из десяти московских бульваров захватывая всего три. Надо заметить, что из-за сложностей рельефа центра Москвы на некоторых участках пути «Аннушка» до сих пор остается единственным видом наземного транспорта. А опыт европейских городов подсказывает, что именно трамвай может сохранить старый исторический центр от автомобильных пробок.

Фото: goskatalog.ru