Ольга Андреева

Ровно 15 лет назад по маршруту Москва — Санкт-Петербург поехал первый «Сапсан» с пассажирами

2 мин. на чтение

Высокоскоростной электропоезд (ЭВС) «Сапсан» — творение немецкой компании Siemens, приобретенное ОАО «РЖД» для обслуживания линии Москва — Санкт-Петербург. Поначалу планировалось закупить 60 поездов с перспективой изготовления их на территории России. Но не получилось.

Окончательный вариант контракта, по которому предполагалась закупка восьми поездов, был подписан в мае 2006 года. К 2015 году на линии ходило 16 десятивагонных «Сапсанов». Собственно название поездам было дано в честь самого быстрого живого существа на планете — сокола-сапсана. ЭВС от Siemens сменили устаревший поезд ЭР200.

Вообще конструктивно «Сапсан» может развивать скорость до 300 км/ч, однако по российским дорогам его максимальная разрешенная скорость — 250 км/ч. Основную часть маршрута Москва — Санкт-Петербург «Сапсан» идет со скоростью 200 км/ч и только на одном небольшом участке под Малой Вишерой разгоняется до 250 км/ч. Общее время в пути между городами занимает от 3 часов 45 минут до 4 часов 15 минут.

В свой первый коммерческий рейс «Сапсан» отправился 17 декабря 2009 года. Со следующего дня рейсы стали регулярными: три пары в день утром, днем и вечером. Появление «Сапсана» самым решительным образом изменило жизнь москвичей и питерцев. Больше всего это почувствовали специалисты, работающие на два города и вынужденные часто мотаться туда-сюда. До «Сапсана», чтобы попасть из Москвы в Петербург на поезде, надо было потратить две ночи: ночь в поезде (время в пути — 10 часов), день работы и ночь обратно. Это долго и крайне утомительно. Теперь командировочный может утром сесть в поезд и к полудню уже приступить к рабочим обязанностям. Ночевать он будет в любом случае уже дома, легко успев на обратный рейс. «“Сапсаном”, наверное, за последние два-три года я раз пятьдесят уже пользовалась, — говорит пассажирка Людмила. — Я очень часто езжу в командировки в Санкт-Петербург, там находятся мои заказчики — я поставщик для Ленинградской АЭС. Во-первых, это экономит время. Во-вторых, это очень удобно. Хороший персонал и вкусно кормят». «Комфортно, не устаешь, — считает пассажир Александр. — Нет шума, тряски. Удобно, приезжаешь не разбитый».

Сторонники плотного рабочего графика, стремящиеся смотаться в Питер за один день, раньше предпочитали летать самолетом — полтора часа, и вот ты уже на берегу Невы. Правда, до самого берега еще надо доехать. Да и в Москве до аэропорта надо еще добраться. Самолеты в Питер летают из Шереметьево и Внуково. Это значит, что время в пути от подъезда до подъезда составит около шести часов в лучшем случае.

«Сапсан» же отправляется из центра Москвы и прибывает в центр Петербурга за четыре часа — выгода налицо. С 2015 года число пассажиров «Сапсана» стало уверенно превышать число любителей авиаперевозок — только с 2015 по 2019 год поезд перевез на 1,8 млн пассажиров больше. Всего к началу 2020 года «Сапсан» перевез 39,6 млн человек.

Фото: Алексей Дружинин/РИА Новости

Подписаться: