Ольга Андреева

Ровно 25 лет назад был открыт памятник Петру I работы скульптора Зураба Церетели

2 мин. на чтение

Установка памятника Петру I на Стрелке в Москве — пожалуй, единственный случай в истории русской культуры, когда искусство превратилось в мощный инструмент политической манипуляции.

Считается, что памятник был заказан правительством Москвы в честь празднования 300-летия российского флота. Однако в этой версии много странного. Юбилей флота отмечался в октябре 1996 года. За год до этого Главком ВМФ направил в правительство России просьбу отметить торжественную дату установкой в Москве памятника Петру I по проекту академика искусств Льва Кербеля. Московские власти в ответ заявили, что будут решать вопрос с памятником самостоятельно. Специально созданная комиссия осмотрела проекты Кербеля и Церетели и отдала предпочтение последнему. В итоге заказ стоимостью 100 млн руб. ушел Зурабу Церетели. Скульптура Кербеля от Третьяковки, где ее планировали установить в сентябре 1996 года, уехала в Измайлово.

Работа над памятником у Церетели заняла год. Технически статуя высотой 98 м представляет собой уникальное сооружение. Над проектом вместе со скульптором работали сотрудники Института механики МГУ, что позволило сильно улучшить аэродинамические свойства бронзового колосса. В итоге памятник, посвященный 300-летнему юбилею флота, открыли 5 сентября 1997 года в дни празднования 850-летия Москвы.

То, что произошло дальше, трудно назвать чисто эстетической реакцией. Журнал «Столица» объявил войну памятнику Церетели, а вместе с ним и лично мэру Юрию Лужкову. Руководили протестами главред «Столицы» Сергей Мостовщиков и галерист Марат Гельман, который к тому времени уже занимался политтехнологиями. Акция проходила под лозунгом «Долой царя» и имела поразительные масштабы. Вся Москва была обклеена плакатами «Вас здесь не стояло», в СМИ прошли сотни протестных публикаций, ФОМ и ВЦИОМ провели опросы москвичей и установили, что половине населения памятник не нравится.

Однако архитектурный критик Григорий Ревзин по прошествии 17 лет признавался, что поводом к травле Петра I была вовсе не эстетика, а политика. В 1996 году на выборах президента РФ в результате масштабных манипуляций победу одержал Борис Ельцин. Юрий Лужков был настолько популярен в Москве, что следующие выборы вполне могли привести его к власти в России. По мнению Ревзина, кампания против Петра I была частью кампании по дискредитации главного конкурента Ельцина, которого авторы протестов выставляли в виде самодура и некультурного чудовища. Что же касается самого памятника, то в списке самых уродливых сооружений мира он занял лишь 10-е место, уступив куда более страшным творениям в Париже и других мировых столицах.

Кстати, по Москве давно ходят слухи, что памятник Петру I — переделанная на скорую руку скульптура Колумба в честь 500-летия открытия Америки. Однако, по всей видимости, это не так. В 2016 году в Пуэрто-Рико недалеко от городка Аресибо был установлен памятник работы Церетели «Рождение Нового Света» высотой 126 метров (на 40 м выше Родины-матери в Волгограде). От монструозного Колумба, создававшегося к юбилею 1992 года, последовательно отказались Нью-Йорк, Балтимор, форт Лаудердейл, Майами и штат Огайо. Но пуэрториканцы решили забрать первооткрывателя к себе и, видимо, не прогадали. Монумент 18 лет пролежал на складе, пока наконец местные предприниматели не наши денег для его установки в Аресибо, в совершенно пустынных местах которого огромный бронзовый Колумб смотрится каким-то восьмым чудом света. Левой рукой он опирается на штурвал, правая поднята вверх, за спиной мачта с парусами. Именно так выглядит и Петр I на московской стрелке.

Но автор обеих скульптур сходство отрицает. «Колумб — один размер, Петр — другой. Если хотите, заходите на Пречистенке в галерею, увидите — и Петр стоит, и Колумб стоит. Общего нет ни по образу, ни по размеру, ни по концепции», — говорит президент Российской академии художеств Зураб Церетели. Так это или иначе, теперь уже неважно. Важно, что благодаря Церетели братья-близнецы Петр I и Колумб протягивают друг другу руки дружбы через океан. В геополитическом отношении сейчас это куда существеннее, чем эстетические достоинства обоих.

Фото: А. П. Юрков /pastvu.com

Подписаться: