Как это часто бывает со знаменитыми архитектурными и духовными центрами, Успенский собор Московского Кремля далеко не сразу приобрел свои настоящие черты. Чуть ли не с момента основания Москвы на этом месте стояла деревянная церковь. В 1327 году, при Иване Калите, сразу как только кафедра митрополита Киевского и всея Руси была перенесена из Владимира в Москву, здесь был освящен каменный однокупольный храм с тремя апсидами, очень похожий на Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.
В 1472 году, при Иване III, когда Москва обрела все черты столицы, на месте старого и обветшавшего храма, сильно поврежденного недавним пожаром, заложили новый, куда более представительный. На сей раз ориентировались на Успенский собор Владимира. Строили храм два русских зодчих — Кравцов и Мышкин. Стены уже выложили до купола, но в Москве не стихали слухи: известь, мол, «не клеевита», а камень берут непрочный.
20 мая 1474 года в столице Руси случилось редчайшее в наших местах землетрясение, в результате которого почти готовый храм был разрушен. Тогда Иван III выписал из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти. Тот тут же отправился во Владимир и тщательно обмерил Успенский собор. Фундамент московской вариации углубили и укрепили дубовыми сваями, стены стали класть в два кирпича и сцеплять металлическими скобами, поверху кирпичная кладка покрывалась блоками белого камня. В общем, собор строили один раз и навсегда.
12 августа 1479 года митрополит Геронтий освятил храм. Москвичей Успенский собор поразил своим величием. Снаружи это был классический четырехстолпный храм с пятью куполами: самый высокий символизировал Иисуса Христа, а остальные — четырех евангелистов. Однако внутри итальянец придал зданию черты византийских и западноевропейских соборов. Своды опираются на круглые колонны, которые делят пространство храма на девять квадратов. Так как высота сводов очень велика — 40 метров, это придает храму сходство с торжественным парадным залом.
В 1481 году храм расписали знаменитый иконописец Дионисий и его ученики. Через полтора века обветшавшие росписи переписали по старым образцам, но фрагменты исходной работы сохранились. Собор трижды горел — в 1547, 1682 и 1737 годах. Каждый раз его полностью ремонтировали. К этому добавлялись разнообразные реставрации, однако общий облик храма остался прежним.
Собор задумывался как главный храм страны, место для ключевых исторических событий. Свою миссию он выполняет по сей день. Именно в Успенском соборе Иван III торжественно разорвал ханскую грамоту, чем положил конец ордынскому игу. Здесь венчались на царство не только Михаил Романов, став родоначальником новой царской династии, но еще и 20 правителей России. Здесь же Екатерина II приняла православие.
Во время нашествия на Москву Наполеоновской армии в соборе были устроены стойла для лошадей. Ризы с икон французы сняли и переплавили в слитки — получилось 290 кг золота и 5,3 тонны серебра. Серебро удалось отбить при отступлении Великой армии, и в 1817 году из него отлили роскошную люстру для собора.
После революции, весной 1918 года, в соборе прошла последняя пасхальная служба, и он был закрыт для посещений. С этого момента Московский Кремль становится сердцем государственной власти СССР, а потом и России. Вплоть до 1955 года судьба Успенского собора оставалась неясной, потом он стал частью музейного комплекса Кремля. Впрочем, реставрационные работы и открытие старых росписей в соборе почти не прерывались. Сейчас храм по-прежнему часть музейного комплекса, но отдельные службы в нем все-таки проводятся.
Фото: Успенский собор Московского Кремля/Генри Чарльз Брюэр/masterart.com