В 1953 году рядом с подмосковными поселками Шереметьево и Чашниково начали строить Центральный аэродром ВВС СССР. К 1957-му ввели в строй взлетно-посадочную полосу, рулежные дорожки, три перрона под самолеты и здание Центрального пункта управления. Все было по-военному скромно. На аэродроме вовсе не было грузовых павильонов, служебных помещений едва хватало, отсутствовало даже освещение. Между тем в те годы гражданская авиация переживала взрыв популярности и находилась на пике развития. В мире один за другим строились крупные международные аэропорты по последнему слову техники, поражавшие взгляд смелостью архитектурных решений.
Судьбу Шереметьево определил лично Никита Хрущев. Говорят, он был совершенно сражен величием и размахом аэропорта Хитроу, в котором побывал в 1956-м. Самолет главы СССР вернулся после визита в Англию как раз на только что отстроенный аэродром ВВС в Шереметьево. Хрущев с высоты трапа обозрел унылый пустырь и задумчиво заметил, что нам тоже не помешал бы аэропорт типа Хитроу. 31 июля 1959 года правительственные документы о передаче русского Хитроу в ведение гражданской авиации были подписаны. А уже 11 августа аэропорт принял первый гражданский рейс из Ленинграда. Поначалу это был единственный авиарейс из Шереметьево. Однако аэропорт сразу позиционировался как международный. Уже в 1960-м сюда были переведены некоторые самолеты из Внуково, которые тут же начали летать за границу. Впрочем, пустырь Шереметьево по-прежнему оставался унылым, а служебных помещений катастрофически не хватало. Кстати, обслуживающий персонал аэропорта набирали из жителей соседних деревень, которым предлагалось пройти соответствующие курсы.
Только в 1964-м здесь открыли первый приличный аэровокзал — Шереметьево-1, который мог обслуживать 1400 пассажиров в час. Сейчас на месте этого здания находится терминал В, построенный в 2018-м.
В ноябре 1977 года заложили новый терминал Шереметьево-2 — специально для зарубежных гостей Олимпиады-80 (сейчас это терминал F). Здание могло обслуживать до 6 млн пассажиров в год и было набито импортной электроникой. Бурное развитие аэропорта продолжалось до 1983 года, то есть до того момента, когда ВВС СССР сбили южнокорейский «Боинг-747» над Дальним Востоком. Страны НАТО тут же закрыли авиасообщение с Москвой (до 1986 года).
Настоящие проблемы для аэропорта начались с 1990-х, когда страну открыли и выяснилось, что Шереметьево не может принимать современные западные самолеты, что пропускной способности не хватает, что старые советские машины требуют замены, обслуживание оставляет желать лучшего, еда очень плохая и т. д. Надо сказать, что спустя 30 лет все это осталось позади. Сейчас в Шереметьево шесть огромных современных пассажирских терминалов и два грузовых. С 2008-го работает «Аэроэкспресс» (поначалу с Савеловского вокзала, потом с Белорусского), что сильно облегчило жизнь пассажирам. Аэропорт Шереметьево является узловым для национального перевозчика России — авиакомпании «Аэрофлот» и самым крупным российским аэропортом по объему пассажиропотока.
Однако причудливая история России все время повторяется. Нынешнее положение Шереметьево незавидно. После резкого ковидного снижения трафика два с половиной года назад повторилась ситуация 1983 года, когда Европа и США заблокировали авиасообщение с Россией, и теперь аэропорт обслуживает в основном внутренние рейсы.
Фото: из фотоальбома «Международный аэропорт Шереметьево. 50 лет истории страны», 2009/А. Сайков/pastvu.com