В конце 1950-х годов никаких подземных переходов в Москве еще не было. Улицы переходили поверху, следуя указаниям светофоров. Однако урбанизация шла семимильными шагами, число москвичей росло. Например, только через один перекресток на Тверской и Моховой улицах в час проходили до 20 тыс. человек.
Из-за скапливавшихся перед светофорами толп приходилось увеличивать число переходов. В центре появились большие отрезки улиц, где они располагались через каждые 200 метров. Но вместе с числом пешеходов росло и количество автотранспорта. А проезд по центру превращался в сплошное издевательство — светофоры следовали один за другим.
В апреле 1959 года в Москве открылись три первых подземных перехода: под Театральным проездом, под Калужской и под Смоленской площадями. История перехода на Смоленской площади восходит еще к 1930-м годам, когда там была построена станция метро «Смоленская». Для выхода к тогда еще существовавшему Смоленскому рынку проектировщики построили наземный павильон, располагавшийся прямо по центру Смоленского бульвара, как на Чистых прудах. Но в 1937 году рынок убрали, а потом и расширили Садовое кольцо. Павильон, который теперь располагался прямо на проезжей части, откровенно мешал движению. В 1939 году его снесли, а тоннель под ним стали использовать для служебных нужд. Только 30 апреля 1959 года его после реконструкции открыли заново. Теперь он стал действовать как переход через улицу.
Однако эти три подземных перехода погоды в Москве не сделали. Переломным для жителей и транспорта стал день 16 октября 1959 года, когда Никита Хрущев лично открыл подземный переход под Тверской улицей у станции метро «Маяковская». Чуть позже открылись переходы у гостиницы «Националь» и «Детского мира».
После этого с легкой руки Хрущева строительство подземных тоннелей стало массовым. Впрочем, на то, чтобы довести этот факт до сознания граждан, ушло несколько лет. Дело в том, что наземные переходы рядом с подземными во избежание неразберихи не закрывали, и для людей фактически ничего не менялось. Подземными переходами пользовались единицы. Только летом 1961 года светофоры отключили, и потоки людей стали направлять строго под землю. И тут в центре Москвы случился коллапс. Граждане, годами переходившие улицу в определенном месте, просто не понимали, чего от них хотят. У закрытых переходов собирались толпы. Перед ними пришлось ставить металлические заграждения, а регулировщики, которым поручили объяснять нововведение, просто не справлялись. Люди выбегали на проезжую часть и бросались под колеса машин. Через несколько дней толпа победила, и наземные переходы снова открыли. Только когда в 1962 году открыли пешеходный тоннель около гостиницы «Метрополь», наземные переходы закрыли окончательно. Кстати, с 2016 года светофор на Театральной площади снова горит и люди не без удовольствия идут через улицу, не спускаясь в подземный переход.
История с подземными переходами, которые после 1959 года стали массово появляться в Москве и других крупных городах, изначально вызывала сомнения. Качество городской среды, улучшаясь для транспорта, при этом резко ухудшалось для пешеходов. Однако уже к 2012 году подземных переходов в городе было 646, а сейчас и больше. Если учесть, что 30% населения Москвы составляют маломобильные граждане (старики, женщины с детьми и колясками, инвалиды), то подземные переходы вовсе не кажутся спасением для города. Поначалу планировалось оборудовать тоннели эскалаторами и траволаторами. Но недостаток ресурсов превратил эти планы в несбыточные мечты, а нам приходится спускаться и взбираться по крутым лестницам. Тот факт, что они выложены дорогим гранитом, никого не спасает.
Фото: А. Ганюшин/МИА «Россия сегодня»