Ровно 90 лет назад был пущен первый, пробный, поезд будущего московского метро
Первые вагоны Московского метрополитена относились к типу А. Их проектировали на Мытищинском машиностроительном заводе и заводе «Динамо», который выпускал электрическое оборудование. Особую сложность представляли электрические мотор-компрессоры, которых раньше в СССР не делали. Для метро их стали изготавливать на ярославских заводах — электромашиностроительном и тормозном.
Первый поезд метро вышел за ворота завода «Динамо» 14 октября 1934 года в 8 часов утра. Он шел в депо Московского метрополитена. Поезд состоял всего из двух вагонов — моторного и прицепного. В каждом из них были мягкие диваны с кожаной обивкой — всего 52 сидячих места. Весь вагон вмещал около 260 человек. Цвета вагонов отличались от современных. У них был светло-песочный верх и темно-красный низ.
От завода «Динамо» поезду предстоял путь по Окружной железной дороге в депо Московского метрополитена. Там поезд должен был провести ночь, а на следующее утро войти в тоннель, доехать до станции метро «Комсомольская площадь» и совершить свой первый рейс в «Сокольники».
Водитель первого поезда инженер М. Н. Шполянский вспоминал о своем историческом маршруте так: «Вагоны к месту назначения (депо Московского метрополитена) были доставлены в рекордный срок — к тринадцати часам дня. По пути следования вагоны, в которых сразу и безошибочно узнавали вагоны метрополитена, вызывали к себе огромный интерес, а у депо в ожидании поезда собралась большая толпа. Паровоз отцепился и уступил место мотовозу, а этот последний после некоторых неудачных попыток заводки наконец запыхтел. Первые потуги его, кроме густого дыма и буксовки колес, другого эффекта не дали. Однако водители, “выжав” его последние возможности, сдвинули вагоны и благополучно завели их в депо».
На следующий день по команде заместителя начальника строительства метро подстанция включила ток. Сначала были опробованы все участки под низким напряжением, затем под нормальным. В 6 часов вечера ток был подан к подъездным путям депо, и вагоны, как выражался Шполянский, «ожили»: «Первое включение — и мягкий молочный свет залил внутренность вагонов. Второе включение — четко и бодро заработали мотор-компрессоры. Стрелки манометров стали подыматься. Третье включение — электрические печи под диванами стали нагреваться».
15 мая 1935 года 58 вагонов метрополитена серии А стали доступны всем москвичам. Первое время в метро работали четырехвагонные составы, ходившие с пятиминутным интервалом. Затем пустили шестивагонные поезда. Производство вагонов серии А прекратилось в 1937 году. В метро они ходили в общей сложности около 40 лет, затем их изъяли из эксплуатации.
Фото: «РИА Новости»