Ровно 90 лет назад нарком просвещения Луначарский открыл кинотеатр «Ударник»
Учившийся в Италии Борис Иофан был убежденным классицистом. Однако когда в 1927 году ему предложили проектировать Дом правительства на Берсеневской набережной, он, согласно веяниям времени, решил делать его в индустриальной эстетике.
Знаменитый Дом на набережной строился для сотрудников Совнаркома, выселяемых из Кремля. Здание должно было воплотить мечту конструктивистов и стать полностью автономной коммуной, удовлетворявшей все культурные и бытовые потребности жильцов. В доме была своя ТЭЦ, внутри корпусов располагались почта, столовая, прачечная, медпункт и амбулатория, сберкасса, детский сад и ясли, библиотека, спортзал, теннисные корты, магазин-распределитель и клуб (сейчас это Театр эстрады). Кинотеатр хотели делать на первом этаже и «только для своих». Но в конце концов зрительный зал расширили до 1500 мест, и кинотеатр стал доступным для всех. Жильцы дома имели право получать билеты без очереди.
Выделенный под здание участок имел треугольную форму. По замыслу Иофана, кинотеатр должен был венчать острый угол треугольника и быть узловой точкой всей композиции. Само здание кинотеатра стало чем-то средним между заводом и римским Пантеоном. Большие прямоугольные окна, квадратные колонны фасада и раздвижной купол над зрительным залом воплощали множество нереализованных планов конструктивистов. Внутренние интерьеры были просты и классичны: колонны, порталы, величественные люстры. В фойе была эстрада, в цокольном этаже устроили танцплощадку и буфет, на других этажах — читальный и лекционный залы и детскую комнату.
Открытие кинотеатра и первых четырех корпусов Дома на набережной состоялось в день 14-й годовщины Октябрьской революции 7 ноября 1931 года. Открывать дом приехал сам нарком Луначарский. В тот день в «Ударнике» прошла премьера фильма Сергея Юткевича «Златые горы». Тогда же знаменитый потолок-купол был разведен первый и последний раз. Потом механизм заклинило, и больше потолок не разводили.
Советская судьба «Ударника» сложилась счастливо. Долгое время он оставался самым большим кинотеатром столицы. Именно в нем в 1935 году провели первый Московский международный кинофестиваль. Здесь же шли премьерные показы, играли джаз и встречали Джину Лоллобриджиду, Раджа Капура и Стенли Кубрика. В 1972-м «Ударник» впервые реконструировали, убрав детскую комнату, читальный зал и балкон. Число мест в зале сократилось до 1200.
Постсоветскую эпоху «Ударник» начал с того, что сдал фойе в аренду под вещевую ярмарку. Потом в кинотеатр пришел «ЛогоВАЗ», устроив там первый в Москве салон элитных автомобилей. В 1996 году несчастный кинотеатр снова реконструировали, обновив оборудование. Мест в зале стало еще меньше — 735. В начале нулевых в «Ударнике» заработало казино, а интерьер был переделан в «египетском стиле»: ВИП-клиенты любили роскошь и строгого вкуса Иофана не понимали. Арендовавший «Ударник» «Каро-фильм» окончательно закрыл кинотеатр в 2010 году. В 2012-м новый арендатор — фонд бизнесмена Шалвы Бреуса — предлагал превратить «Ударник» в музей современного искусства. Не получилось. Московские власти пытались продать историческое здание, но в конце концов сняли с аукциона.
Сейчас «Ударник» пустует и постепенно ветшает.