Ровно 95 лет назад в этот день дал первый спектакль Театр Советской (теперь — Российской) армии
Инициатива создания своего театра исходила от Политуправления Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). Предполагалось, что театр будет рассказывать о буднях армии, поднимать дух красноармейцев и реагировать на политические события в мире. Под эту задачу театр и комплектовался.
Его костяк состоял из драматической труппы, кукольного театра, артистов малых форм (чечеточников, скетчистов и куплетистов) и ансамбля песни и пляски. Фактически это был модный в те времена пропагандистский театр, действовавший по принципу «утром в газете — вечером в куплете». Первый спектакль, с которым 6 февраля 1930 года театр вышел на публику, был основан на реальных событиях, развернувшихся на Китайско-Восточной железной дороге.
Своего помещения у театра не было. Представления давались в военных частях по всей стране, на случайных площадках и в Центральном доме Красной армии.
К пятилетию было решено наградить театр собственным зданием. На конкурсе, объявленном в 1934 году, победил проект архитекторов Каро Алабяна и Василия Симбирцева. В эпоху расцвета сталинского ампира и революционной мании тотальных преобразований новое здание должно было поражать воображение — оно было задумано как уменьшенный вариант пресловутого Дома Советов. Здание строилось в форме звезды, при этом ее четыре луча были строго ориентированы на самые крупные транспортные узлы Москвы (Белорусский, Рижский, Савеловский вокзалы и Комсомольскую площадь), а пятый — на центр города. Говорят, что во время ВОВ театр был замаскирован под скверик, но немецкие летчики быстро разгадали этот секрет и стали пользоваться лучами театра как главными ориентирами для полетов.
Здание возвышается над землей на целых 10 этажей и на столько же уходит под землю. Снаружи его окружают 96 колонн по 18 метров в высоту и по 3 метра в диаметре. Крышу здания, согласно проекту, венчала колоссальная статуя красноармейца. Правда, театр строился шесть лет, и на каменного красноармейца на вершине уже не хватило ни сил, ни средств.
Это до сих пор самая большая сцена в Европе — на ней легко умещается тысяча человек. На сцене два поворотных круга, причем маленький совпадает в диаметре с цирковым — 13 метров. Кроме того, работают 12 подъемных платформ, которые позволяют добиваться немыслимых эффектов. За 95 лет своего существования эта сцена видела немало. На ней жгли костры, сюда садились настоящие самолеты, по ней ездили военные и гражданские машины. Говорят, что в каких-то спектаклях были задействованы даже настоящий танк и кавалерия.
Фойе театра тоже блистало величием и роскошью. Лестницы из гардероба, которые украшают живописные полотна Павла Соколова-Скаля и Александра Герасимова, выложены мрамором. Интерьеры оформляли лучшие художники-монументалисты: фрески на потолке расписывал Лев Бруни (он изобразил выступление авиаторов на параде в Тушино), занавес-портал делался по эскизам Владимира Фаворского его сыновьями Никитой и Иваном. Плафоны над буфетами создали Александр Дейнека и Илья Фейнберг.
Новая сцена открылась 14 сентября 1940 года спектаклем «Полководец Суворов» И. Бахтерева и А. Разумовского. К тому времени это был уже совсем другой театр. В 1935-м туда пришел новый главный режиссер Алексей Попов, ученик Станиславского. Его концепция радикально отличалась от первой послереволюционной моды и лучше соответствовала моменту. Теперь от театра требовалось не только реагировать на политическую повестку, но и просвещать и окультуривать красноармейцев. Так, первыми спектаклями Попова стали «Сон в летнюю ночь» и «Укрощение строптивой» Шекспира. Потом появилась вся мировая классика — «На дне», «Севильский цирюльник», «Чайка» и «Похождения бравого солдата Швейка». И надо отдать должное руководству театра — все интерьеры и украшения там сохранились до сих пор.
Фото: А. Тартаковский/pastvu.com