Ольга Андреева

Ровно сто лет назад в Москве начал функционировать первый автобус — немецкий «Бюссинг»

1 мин. на чтение

Нельзя сказать, что до этого Москва не видела автобусов. Еще до революции в пригородах летом курсировали частные «Даймлер» и «Лаурин и Клемент». Но проезд в них стоил аж 15 копеек и никакой конкуренции любимым трамваям они не составляли.

Советы подошли к делу общественного транспорта более ответственно. Правда, у первого московского автобуса, выехавшего на маршрут 18 апреля 1922-го, не было ни номера, ни расписания движения, да и остановок было всего две. Проезд на автобусе стоил 250 тыс. рублей, что было следствием страшной девальвации советской валюты. Когда в том же году состоялся обмен денежных знаков, стоимость проезда снизилась до разумных 5 копеек. Впрочем, это все рано было дороже, чем поездка на трамвае.

Настоящее регулярное автобусное движение по столице началось только через два года. 8 августа 1924 года между Тверской заставой и Каланчевской площадью стали ходить восемь закупленных «Лейландов». Они были очень элегантны внешне, но вмещали всего 28 пассажиров. Импортозамещение заработало уже в 1929 году. Тогда Московское коммунальное хозяйство стало получать первые партии советских автобусов, прототипом которых стал все тот же «Лейланд». Их производили на Ярославском заводе и в Автомобильном московском обществе, которое через пару лет стало Заводом имени Сталина (ЗИС), а потом имени Лихачева (ЗИЛ).

Советское автобусостроение развивалось стремительно. Уже в 1933 году был выпущен всеобщий любимец ЗИС-8 на 19 мест. Модель оказалась настолько удачной, что ее стали покупать в Европе, и настолько простой в изготовлении, что ее быстро научились делать и другие советские автопроизводители. Чуть позже появился 27-местный ЗИС-16. Именно эти модели ездили по Москве во время войны. Тогда в столице уже работал 41 маршрут (и даже два ночных). Но главным городским транспортом все равно оставался трамвай. К началу 1950-х годов в Москве автобусами пользовались только 8% пассажиров.

С началом строительного бума встал вопрос о транспортном обеспечении новых районов. Только тогда автобус стал играть первую скрипку в городских перевозках. К 1950 году автобусных маршрутов в Москве стало 154, к 1970-му — 256, а к 1990-му — 527. В 2011 году московские автобусы перевезли за год 1,25 млрд человек.

Подписаться: