Если этим летом вы заглядывали в соцсети, наверняка видели фотографии и рилсы с уютного лайнера, идущего по Москве-реке мимо городских достопримечательностей. Снаружи, на палубе, из плетеных кресел можно любоваться высоткой на Котельнической набережной, видами Нескучного сада и фасадами домов на Фрунзенской. А внизу, в пространстве с винтажными коврами и светильниками, слушать, как звучит отреставрированный рояль Максима Горького, который очень любил и на котором играл Федор Шаляпин. Все это — про атмосферу круизного лайнера Cruise II by Kuznyahouse, рейсы на котором заставили москвичей по-новому взглянуть на привычные прогулки по Москва-реке. И вот почему.
Причины успеха лайнера Cruise II лежат прямо на поверхности воды. До этого пространство Москвы-реки бороздили прогулочные теплоходы для туристов, напыщенные свадебные паромы, неприметные речные трамвайчики и такси. К этому москвичи привыкли, и стало скучно. А вот на борту Cruise II скучать не приходится.
Провести время здесь можно максимально по-разному. На лайнере обустроены стильные палубы, кормят ресторанной едой от шефа Руслана Закирова, наливают вино и смешивают коктейли, устраивают выступления лучших молодых пианистов города, закатывают ночные вечеринки и дают концерты.
Три последних пункта — чуть ли не самые важные в контексте мини-ажиотажа, который творится вокруг Cruise II. В плане разнообразия и яркости музыкальная программа круизов может дать фору многим наземным локациям города. На Cruise II за диджейским пультом легко встретить Дениса Симачева и Виталия Козака, Колю Редькина из популярного ютуб-канала «Вписка» и автора книги «Слово пацана» Роберта Гараева, кураторов направления современной музыки дома культуры «ГЭС-2» и участников андерграундного движения Club Kids, резидентов магазинов пластинок Kultura и DiG, а иногда — поймать живые выступления новых модных московских саунд-продюсеров или актеров «Мастерской Брусникина».
Два лайнера — два города
Идея совместить гастрономические развлечения, музыку и воду родилась в Петербурге. Там круизы от клуба и ресторана Kuznyahouse проводят четвертый год, и это местная достопримечательность. Правда, лайнер Cruise, который ходит по Неве и Финскому заливу, нашли именно в Москве.
«Мы решили открывать круизы в 2021 году, — рассказывает арт-директор проектов Kuznyahouse Кирилл Сергеев (он же — продюсер и музыкант Kito Jempere). — Долго мучались с поиском корабля. И вот, Москва, зима, я вышел на причал после гастроли в “Стрелке” — и увидел очертания лайнера. Потом обнаружилось, что лайнеров целых два. Две сестры. Поэтому круизы в Москве должны были рано или поздно случиться».
Вокруг Cruise в Санкт-Петербурге за три года успело сложиться сообщество постоянных резидентов, которые теперь отвечают за большую часть местной музыкальной программы. В Москве концепция немного изменилась. Она стала объемнее и масштабнее, а вместо пула резидентов фокус сместился на коллаборации с медиа, ресторанами и музыкальными сообществами вроде магазинов винила, клубов и театров.
Руководить программой на Cruise II позвали Татьяну Андрианову — бывшего арт-директора бара «Стрелка». «Многих гостей Cruise II удивляет своей камерностью, на борту могут находиться всего 120 человек, — рассказывает Андрианова. — Поэтому и наше позиционирование не как у большой площадки. Мы бутиковый проект, способный при этом объединить разные городские аудитории и показать все многообразие культуры в Москве. Программа первого сезона, как калейдоскоп с неповторяющимися узорами, наполнена событиями, которые случаются всего однажды: ведь лето такое короткое, а в городе так много артистов, проектов и институций. Каждый рейс мы встречаем на борту горожан с разными интересами и знакомим их не только с проектом, но и друг с другом. При этом мы не стремимся быть абсолютно для всех и не делаем нарочито популярных штук. Глобальная миссия Cruise II — стать культурообразующей институцией, социальным клубом, какими были когда-то любимые всеми “Солянка” и “Стрелка”».
Андриановой вторит известный городской житель и креативный директор Миша Ганнушкин, вскоре после открытия успевший отметиться на Cruise II как диджей и впоследствии побывавший на нескольких рейсах в качестве гостя. «Cruise II — это не бар, не клуб, не ресторан и даже не кораблик. Это салон по интересам», — утверждает он.
По мнению Ганнушкина, принципиальное отличие Cruise II от других мест Москвы — это вода и движение, добавляющие новых ощущений к хорошо привычным удовольствиям от музыки и алкоголя. «Когда мне посчастливилось играть на Cruise II, я словил синергию разных чувств и ощущений. Все происходящее казалось похожим на “ламповые” спецэффекты. За два с половиной часа я увидел сотню хорошо знакомых мне мест с другого ракурса, почувствовал разом новый ритм звука и воды, по-новому испытал наплыв опьянения и ностальгии».
Рояль из квартиры Максима Горького
Отдельная «фишка» музыкальной программы Cruise II — вечера Grand Piano Bar, которым посвящено большинство закатных рейсов проекта. В 20.30, с отходом лайнера от места швартовки на Фрунзенской набережной, на нижней палубе за старинный рояль F. Mühlbach садится молодой пианист или пианистка — и играет все, что приходит в голову. «Ограничений нет! — восклицает куратор Grand Piano Bar Максим Глонти. — Можно играть свободную импровизацию, джаз, классику, а можно что-то известное в интересной аранжировке. Поэтому мы стараемся пригласить максимально разнообразных музыкантов: кто-то из них работает с известными артистами, кто-то дает концерты в соборах, кто-то увлечен авторской музыкой, а кто-то пишет аранжировки для больших оркестров. Многие из них по роду своей деятельности редко играют на рояле, но у нас будто возвращаются к истокам своей музыкальной биографии».
Сам рояль — отдельная история. По утверждению Андриановой, «его звук меняется в зависимости от того, кто и что на нем играет». Инструмент 1910 года производства долго жил в петербургской квартире Максима Горького в доходном доме Барсова и со временем стал далек от идеальной кондиции. Для его реставрации и обслуживания команда Cruise by Kuznyahouse обратилась к мастеру Борису Ивановичу Павлову, который чинит рояли уже не один десяток лет. Задача оказалась нетривиальной.
«Близость воды для рояля — это всегда неприятный нюанс: окисляются струны, а влажность отрицательно сказывается на эксплуатации инструмента, — рассказывает Павлов. — Поэтому рояль требуется часто проверять. Слава богу, в Петербурге он прослужил три года без серьезных замечаний, поэтому я надеюсь, что в Москве будет так же».
Москвичи стянулись к воде и не хотят расходиться
Лето команда Cruise II встретила специальной большой программой. В рамках Grand Piano Bar на рояле 1 июня играл Павел Хотин — легендарный клавишник самого первого состава «Звуков Му». На одном из вечерних рейсов состоялось выступление Cruise All Stars Band — группы музыкантов под предводительством Кирилла Сергеева. А ночью за диджейские пульты встали Lala и Pasa из группы Lovanda. Было весело, а в воздухе разлито редкое по нынешним временам душевное единение с незнакомыми людьми, вспоминались слова Тани Андриановой о том, что Cruise II станет новой культурообразующей городской историей.
Так, в общем, и произошло — недаром все лето на Cruise II порой было непросто купить билеты, потому что на некоторые рейсы их разбирали сильно заранее. Москва-река наполнилась музыкой, и москвичи стянулись к воде.
В сентябре будет еще мощнее. Среди будущих пунктов программы Таня Андрианова выделяет последний день лета и закрытие сезона в конце сентября, которые, по ее словам, будут устроены, как 1 июня: каждый рейс — большое событие: «31 августа на четырех рейсах выступят несколько десятков любимых диджеев с 30-минутными бэк-ту-бэками и дадут музыкальный ответ на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого. В числе удивительных дуэтов: автор книги “Слово пацана” Роберт Гараев и лучший диджей страны со времен журнала “Птюч” Андрей Панин, легендарный арт-директор “Солянки” Игорь Компаниец и креативный директор Миша Ганнушкин, основатель “Энтузиаста” Дима Пантюшин и невероятная Даша Стиш, и много кто еще».
Фото: Михаил Танюхин