Об этой находке работающие в центре Москвы археологи отчитались вчера поздно вечером.
По словам руководителя департамента культурного наследия Алексея Емельянова, изображения на изразцах выполнены в технологии, которая была завезена в Россию при Петре I: готовую плитку обжигали, затем покрывали белой эмалью и сразу же наносили роспись, не дожидаясь высыхания. После того как краска впитывалась в эмаль, проводили второй обжиг. Методика оказалась гораздо сложнее той, что раньше практиковалась в Московском царстве, и требовала от художника недюжинного мастерства, ведь исправить ошибочный рисунок по сырой эмали было уже невозможно. Зато изображение получалось очень четким, а покрытие таким прочным, что, пролежав почти два века в московской земле, эти изразцы выглядят как новые.
Кстати, стоили такие изразцы весьма недешево, а позволить себе украсить ими печь могли только очень богатые люди. Сама роспись была выполнена приблизительно в первой половине XVIII века, а в землю они попали уже в начале XIX века, когда либо наследники, либо новые владельцы дома решили переложить печь. Сейчас археологи тщательно изучают обломки и собирают их как пазл, пытаясь восстановить изображения.
И оно того стоит! Эти изразцы замечательны не только техникой своего изготовления, но и стилем своей росписи, которая совершенно не похожа на то, что мы привыкли видеть в музеях народных промыслов. Неизвестный нам художник ориентировался на модные в то время голландские и немецкие гравюры, альбомы с которыми издавались в России. Сюжеты нескольких изображений уже удалось установить: так, один из изразцов изображает историю ветхозаветного пророка Ионы. На другом нарисована знакомая всем нам по статуям в советских парках девушка с веслом — в то время это был аллегорический образ, символизировавший управление своими чувствами.
Археологи пообещали, что после того, как они закончат работу со своей находкой, ее можно будет увидеть в одном и московских музеев.
Фото: mos.ru