Водители до последнего пытались отбиться от новых правил: протестовали, собирали подписи, завалили проект постановления рекордным количеством дизлайков на «Госуслугах». Давление подействовало, но лишь наполовину — введение реформы отложили на месяц. Но наступило 1 декабря, и новые тарифы все-таки вступили в силу.
С этого дня расчет утильсбора на импортные автомобили для личного пользования полностью меняется. Раньше человек платил 3–5 тыс. рублей, а теперь стоимость ввоза большинства иномарок вырастает до сотен тысяч или даже миллионов. Льготный утильсбор для машин мощнее 160 л. с. отменили, а граждан обязали платить по ставкам коммерческих компаний. Базовая сумма 20 тыс. рублей умножается на большой коэффициент, зависящий от объема и мощности двигателя. Для электромобилей и гибридов считают по пиковой мощности электромоторов (и у них рост тарифов заметнее всего — в 1000 раз). Сверху остается и обычная таможенная пошлина.
Фактически многие популярные иномарки становятся для частного ввоза неподъемными. Например, к Toyota RAV4 с новым мотором 2.0 с 2026 года добавится около 900 тыс. рублей утильсбора. А за BMW X5 — плюс 2,6 млн рублей. Неудивительно, что осенью россияне кинулись покупать машины заранее: в октябре каждая восьмая проданная машина была привезена по неофициальным каналам, а спрос на подержанные иномарки вырос до рекордных значений с 2022 года.
Новый порядок сильнее всего бьет по «народным» среднеразмерным кроссоверам и более мощным версиям массовых моделей: Hyundai Santa Fe, Palisade, Tucson и Sportage, а также китайскому бестселлеру Geely Monjaro. Среди подержанных автомобилей под удар попадают BMW 5 Series, Subaru Levorg, Kia Sorento, Kia Carnival и множество других машин мощнее 160 л. с. Эксперты подчеркивают: самое небольшое подорожание — у авто до 2 литров и до 250 л. с., но таких среди альтернативного импорта всего несколько процентов.
Тем не менее полностью рынок не закрывается. У большинства мировых брендов есть версии с моторами слабее 160 л. с., и их можно по-прежнему ввозить по старым ставкам. Это Mazda CX-30 и CX-50, Honda Vezel, Hyundai Elantra, Nissan Qashqai, а также базовые BMW 3 Series, Audi Q3 и ряд малолитражек вроде Suzuki Baleno или Toyota Belta.
Интересно, что, по расчетам Национального автомобильного союза, из-за реформы бюджет будет недополучать до 300 млрд рублей в год. Несмотря на это, власти уверяют: цель не в том, чтобы перекрыть поток иномарок, а в том, чтобы создать условия, при которых выгоднее производить машины в России, чем привозить их готовыми. Такой подход, по словам вице-премьера Дениса Мантурова, соответствует мировой практике.
Но это отнюдь не конец истории. Уже с 1 января 2026 года утильсбор вырастет еще раз — в рамках заранее утвержденного поэтапного повышения ставок. Поэтому сегодняшнее подорожание — только начало длинной перестройки рынка.
Иномарки мощнее 160 л. с. теперь становятся почти предметом роскоши, а импорт автомобилей — делом для самых упорных. Остальным придется либо выбирать модели поскромнее, либо смотреть в сторону того, что собирается внутри страны, в том числе популярных китайских моделей.
Фото: Eviart/Shutterstock.com/Fotodom