Вокзалы вообще абсолютно особая категория зданий, зачастую хранящая какие-то очень интимные переживания и отпечатки памяти. Время идет, а эффект только усиливается, и даже обновление внешнего облика не мешает ностальгии.
Немного истории
То, что сегодня располагается на площади Тверской Заставы между Тверской улицей и Ленинградским проспектом, когда-то было двухэтажным павильоном из красного кирпича с белой отделкой. А началось все в 1860 году. Тогда у смоленских и московских промышленников родилась отличная идея: два города пора соединять. Утвердили строительство Московско-Смоленской железной дороги (ее вели с двух сторон), ответственным назначили статского советника Михаила Немчинова, который владел крупным кирпичным заводом (его именем, кстати, потом назвали подмосковную станцию Немчиновка).
1900
1912
Торжественное открытие и дороги, и, соответственно, здания нового вокзала (шестого по счету в Москве и второго по величине после Николаевского) состоялось 19 сентября 1870-го. Уже через год железную дорогу продлили до Бреста и назвали Московско-Брестской. Она стала самой протяженной в России.
Следующий важный этап развития пришелся на 1896 год. Короновался Николай II, так что для встречи царской семьи было решено строить императорский павильон. Проект создал архитектор Лев Кекушев. Расположился этот павильон в виде деревянного терема справа от здания станции. Обустроили все, естественно, от души: на крыльце герб с двуглавым орлом, рядом флагшток с императорским штандартом, в центре невиданно шикарная по тем временам центральная приемная, а по бокам от нее крытые стеклянные галереи. Добавьте к этому образу еще французскую мебель, золотой орнамент и бархатный ковер — все это там тоже было. Государь остался доволен.
Временная станция, сооруженная по случаю коронации императора Николая II
В начале XX века пассажиропоток существенно вырос, старое здание справляться перестало. Решили, что нужно новое. Проектом из бетона и железа в стиле неоклассицизма с элементами готики занялся архитектор Иван Струков. Павильон разобрали в 1908-м, через четыре года все было готово. Потратили, кстати, на это миллион рублей, то есть, мягко говоря, очень много. Но не зря — площадь выросла в три раза, добавилось новое кассовое оборудование, а отдельное внимание уделили пожарной безопасности. Царские хоромы, кстати, снесли.
Вскоре страну ждали тяжелейшие потрясения, так что вокзал то и дело занимали под актуальные нужды, а о каком-то глобальном изменении в его устройстве речи долго не шло. Во время Первой мировой войны оттуда уходили эшелоны. Там же провожали бойцов на фронт во время Великой Отечественной, впервые звучала «Священная война». В 1945 году на Белорусский вокзал прибыл поезд «Берлин—Москва»: вернулись победители. Между двумя войнами, в 1938 году, в правом крыле вокзала заработала станция метро «Белорусская» Замоскворецкой линии. В конце января 1952-го запустили «Белорусскую» Кольцевой. За этот проект архитекторов наградили Сталинской премией.
Интересные факты
Вокзал многократно менял название. Сначала он был Смоленским, затем Брестским (с 1871), потом Александровским (с 1912) и Белорусско-Балтийским (с 1922). Нынешний вариант утвердился с 1936 года.
Каких только знаменитостей там не встречали. В 1917-м — Керенского, весной 1928 года — Горького. В 1937-м после триумфального перелета через Северный полюс на Белорусском вокзале приветствовали летчиков Чкалова и Громова, в 1938-м — покорителей Арктики во главе с Папаниным.
Прибытие военного и морского министра Всероссийского Временного правительства А. Керенского в Москву, 1917
Когда строительство железной дороги было еще только в планах, сразу стало понятно, что пройдет она через место конских скачек. Коннозаводчики обратились к президенту Императорского московского скакового общества князю Долгорукову. Его попросили «отклонить линию от ипподромов». Князь, видимо, прочувствовав всю важность момента, демонстративно отказал в ходатайстве — ипподромы подвинулись.
В начале XX века именно на Белорусском вокзале были установлены первые в стране аппараты для печати железнодорожных билетов.
Из достопримечательностей Белорусского вокзала — мозаичное панно на тему Октябрьской революции, портреты Воина-освободителя, Александра Невского и Георгия Жукова, мемориальная доска, посвященная первому исполнению песни «Священная война» 26 июня 1941 года, памятник «Прощание славянки» на перроне (с ним был скандал — на геральдической композиции обнаружились немецкие винтовки, их быстро спилили).
Вокзалы-побратимы Белорусского — Berlin Hauptbahnhof и Gare de L‘Est в Париже.
Белорусский вокзал — кинозвезда. Здесь, например, снимали одноименный фильм, а также ленты «Летят журавли» и «Сибирский цирюльник».
Прямо сейчас
До начала ковидной пандемии из парка дальнего следования Белорусского вокзала отправлялся 21 поезд в Белоруссию и ряд европейских городов, в том числе в Берлин, Париж и Ниццу. Суточный пассажиропоток только по отправлению превышал 50 тыс. человек (в статистику засчитывались в том числе аэроэкспрессы в Шереметьево). Сегодня за сутки отправляются только один дальний поезд в Калининград и четыре «Ласточки» в Смоленск.
Уже завершилось строительство транспортно-пересадочного узла с левой стороны от исторического здания вокзала, где обслуживаются пассажиры ускоренных маршрутов. Сделали новый терминал и две крытые островные платформы длиной 284 метра. Кроме того, обновились инженерные и вентиляционные системы, а также система видеонаблюдения. По всем перронам уложили брусчатку.
«На вокзале есть комфортные залы ожидания, гостиница, медпункт, бесплатные туалеты и санитайзеры, автоматические камеры хранения, Wi-Fi с бесплатным доступом в интернет, зарядные станции, детские уголки, а также кафе, магазины и банкоматы», — рассказал недавно изданию Gudok исполняющий обязанности начальника Белорусского вокзала Александр Левшуков.
Власти рассчитывают, что скоро пассажиропоток еще возрастет. На подходе к вокзалу со стороны строящейся соединительной эстакады с Киевского на Смоленское направление дополнительно уложат два главных пути, сейчас продолжается капитальный ремонт поста электрической централизации станции. Реконструкция связана с готовящимся созданием 4-го Московского центрального диаметра «Апрелевка—Железнодорожная».
В общем, жил, жив и будет жить Белорусский вокзал. И только жалко, что царской комнаты с ковром и орлом там больше нет.
Фото: Артем Чернов, Евгений Чесноков, pastvu.com