, 2 мин. на чтение

Сегодня МАММ покажет фильм «Я — Мартин Парр». Фотограф сотрудничал с музеем 30 лет

Каждому, кто интересуется историей фотографии, наверняка знакомы работы Парра. С Мультимедиа Арт Музеем его связывали долгие годы дружбы и сотрудничества. «За почти три десятилетия здесь было реализовано девять его проектов», — отмечают в МАММ.

Легендарный мастер репортажной съемки, член агентства Magnum Photos прибегал к смелым методам, которые сделали его стиль узнаваемым, к примеру, использовал предельно насыщенную цветовую гамму и задействовал кольцевую вспышку при дневном свете, что позволяло добиться неповторимого, слегка пугающего и вместе с тем ироничного эффекта.

Одна из самых известных серий Парра «Последний приют» (1983–1985) была сделана на пляже курорта Нью-Брайтон. Излюбленная британскими обывателями локация рядом с Ливерпулем предстала на снимках с предельно нелицеприятной и мрачной стороны: грязные переполненные пляжи, заваленные упаковками от фастфуда улицы, жутковатые аттракционы и унылые залы с игровыми автоматами — уставшие от потребительской гонки люди отдыхают в апокалиптичной атмосфере. В Мультимедиа Арт Музее (тогда он назывался Московский дом фотографии) эти работы выставлялись в 2012 году.

В целом же в России Мартин Парр запомнился прежде всего как фотограф, документировавший эпоху перемен 1990-х и 2000-х. В частности, ему принадлежит знаменитая фотохроника открытия первого в Москве (и самого большого на тот момент в мире) «Макдоналдса» в январе 1990 года. Парр вспоминал о съемке как об уникальном опыте, и ему в самом деле удалось передать шок и растерянность людей, для которых обыденные сегодня бургер или картошка фри представлялись воистину инопланетной едой. Кадры, как и само событие, стали символом грядущих радикальных перемен в стране.

Последним проектом Мартина Парра с МАММ стала выставка «Здесь цель одна — доставить развлеченье», которая прошла в 2021 году. Ее куратором стал сам фотограф. Он собрал работы авторов ирландской студии Джона Хайнда, снимавших британские курортные комплексы «Батлинc» для открыток. По словам Парра, эти вычурно-яркие снимки, которые частично раскрашивались вручную, представляют собой самые выразительные образы Великобритании 1960-х и 1970-х — во многом они повлияли на его собственный стиль.

Картина британского документалиста Ли Шульмана вышла в 2024 году. Как рассказывал режиссер, с фотографом его объединяла любовь к людям, и фильм именно об этом. «Мартина всегда критиковали за бесчеловечность, критичность, иронию и насмешки, с чем я совершенно не согласен. Я категорически против этого, я думаю, он полная противоположность. Я думаю, он невероятно любит человечество и людей», — утверждал Шульман.

Фотограф ушел из жизни 6 декабря у себя дома в Бристоле. Сегодняшний показ — отличная возможность по-новому взглянуть на его наследие, ставшее и частью визуальной истории Москвы.

Фильм «Я — Мартин Парр» будет демонстрироваться на языке оригинала с русскими субтитрами. Перед показом, который начнется в 18.00, выступит директор музея Ольга Свиблова.