, 4 мин. на чтение

Сказочные витражи и голуби мира: рассматриваем станцию «Новослободская»

Жители столицы могут выбирать самые разные виды городского транспорта: автобусы, электробусы, трамваи, регулярные речные электрические суда, МЦК и МЦД. И, конечно, метрополитен. На него приходится почти половина всех ежедневных поездок горожан. В будни метро пользуются около 8 млн человек. Возможно, сейчас вы читаете этот текст в вагоне поезда или на эскалаторе. Обычно в метро пассажиры двигаются быстро и сосредоточенно, но мы предлагаем вам ненадолго замедлить шаг и повнимательнее взглянуть на три станции Кольцевой линии: «Новослободскую», «Белорусскую» и «Комсомольскую».

Советник заммэра Москвы по вопросам транспорта, заместитель начальника Московского метрополитена Юлия Темникова


 

А экскурсии по ним проведет советник заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта, заместитель начальника Московского метрополитена Юлия Темникова. Начнем с «Новослободской». Поехали!

Станция «Новослободская» — одна из самых узнаваемых в московском метро. Здесь над головами пассажиров смыкаются почти сказочные своды. Ее открыли 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская».

Сегодня в среднем в рабочий день с учетом пересадок на «Новослободской» пассажиры совершают более 80 тыс. поездок. Это очень востребованная станция Кольцевой линии в центре Москвы, с нее можно перейти на «Менделеевскую» Серпуховско-Тимирязевской линии, а также наземный городской пассажирский транспорт.

По поручению мэра Москвы С. Собянина мы провели реставрацию вестибюля на «Новослободской», которую закончили в 2022 году. Здесь не только заменили эскалаторы, но запустили еще один новый — четвертый, что увеличило пропускную способность на 30%. Войти на станцию можно через турникеты с технологией оплаты проезда по биометрии.

«Новослободская» — последняя из пяти станций, спроектированных Алексеем Николаевичем Душкиным, одним из самых интересных архитекторов периода сталинского ампира. До «Новослободской» Душкин успел поработать над «Кропоткинской», которая тогда называлась «Дворец Советов», «Площадью Революции», «Автозаводской» — тогдашней «Завод имени Сталина». А проект «Маяковской» в 1939 году получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

Когда был объявлен конкурс на лучший проект будущей станции, Душкин захотел сделать «что-то сказочное, декоративное». Вместе поработать над этой идеей он предложил молодому архитектору Александру Федоровичу Стрелкову. В итоге их совместный проект победил.

«Новослободская» — пилонная станция глубокого заложения. Казалось бы, тяжелые пилоны в отличие от изящных колонн должны были продиктовать архитекторам ее облик — строгий и даже суровый. Но проектировщики сумели создать легкое пространство, будто уводящее пассажиров в волшебный мир. Облицевали пилоны светлым уральским мрамором Коркодинского месторождения. Оно находится в 200 км к северу от Челябинска.

Пассажиры попадают на «Новослободскую» через наземный вестибюль, похожий на античный храм. А на самой станции внимание сразу привлекают витражи и огромные круглые люстры. Кстати, точно такие же освещают станцию метро «Площадь Восстания» в Санкт-Петербурге.

Украсить «Новослободскую» витражами решили сразу. Для их создания хотели даже привлечь знаменитого скульптора Веру Игнатьевну Мухину. Но в итоге эскизы разрабатывал художник Павел Дмитриевич Корин — на одном из витражей имеется его автограф. Его работы есть и на «Комсомольской».

Корин спроектировал витражи под впечатлением от старинных одеяний из парчовых тканей. В тот период они как раз были выставлены в Грановитой палате. По другой версии, художника вдохновило изображение ризы средневекового священнослужителя, которое он нашел в одной из древних книг в библиотеке им. Ленина.

Несмотря на обилие витражей (всего их 32), станция не выглядит как мрачный готический собор. Этого удалось добиться за счет плавных арок, украшенных золотым жгутом. На шести витражах изображены представители интеллектуальных и творческих профессий: агроном, музыкант, художник, энергетик, географ и архитектор. А на остальных — цветочные и геометрические орнаменты.

Витражи из чехословацкого стекла изготовили латвийские художники, которые раньше творили для католических храмов. Вообще идея украсить станцию витражами, которые ассоциировались у атеистических советских руководителей с церковью, казалась в то время спорной. Но москвичи увидели в них картины сказочного подводного царства и сразу полюбили.

Интересна и торцевая стена станции. Ее украшает смальтовое мозаичное панно «Мир во всем мире»: мать (говорят, Корин изобразил жену архитектора Душкина) с младенцем, который тянет руки к голубям. Но так было не всегда. Раньше с панно смотрел Иосиф Сталин, но в 1960-е годы вождя заменили на парящих птиц. Вообще мозаика чудом сохранилась до наших дней. В первоначальном варианте женщина была босая. Это возмутило Никиту Хрущева: «Что, у нас в стране людям обуви не хватает?» Пришлось добавить сандалии. Но генсек все равно был не доволен. Панно хотели даже демонтировать, но все-таки сохранили, поставив перед ним стену, облицованную гранитом. Так мать с младенцем оказались на несколько лет «замурованы».

Сделать «Новослободскую» пересадочной запланировали еще в 1970-х годах, но соединить ее с радиальной линией — станцией метро «Менделеевская» — удалось лишь в 1988 году.

А еще «Новослободскую» называют женской станцией. Связано это с тем, что здесь впервые в мировой практике метростроения работами руководила женщина — инженер Татьяна Федорова. В Метрострой она пришла 19-летней девушкой и была в числе первых строителей московского метро.

Фото: пресс-служба Дептранса Москвы