Сегодня мэр Москвы на форуме «Российская энергетическая неделя» выступил с заявлением, что диаметры будут продлены в четыре региона. «Вот мы построили четыре МЦД, и теперь они будут продляться уже в ближайшие регионы: Калужскую область, Смоленскую, Тульскую, Ярославскую область. Это единый центральный транспортный узел, который будет развиваться», — передает слова Собянина ТАСС, добавляя, что «всего планируется открыть пять диаметров».
Надо сказать, что мы уже немного запутались. Начнем сначала. Первым о планах расширить московские диаметры до регионов вне Подмосковья рассказал Владимир Путин. В сентябре прошлого года он заявил, что продлевать МЦД будут до Калуги и Тулы, а также других регионов.
В октябре 2023 года заммэра Максим Ликсутов сообщил, что «появятся новые маршруты до крупных городов: Калуги, Твери, Тулы, Рязани, Ярославля и других». При этом дептранс представил карту-иллюстрацию, согласно которой именно по МЦД-5 должны были курсировать поезда из Москвы в Ярославль, Кострому и Новомосковск. Однако уже в феврале нынешнего года сделал новую — на карте остались те же пути, что и в 2023 году, но название D5 оттуда убрали.
В том же феврале 2024-го Сергей Собянин опубликовал план развития транспорта в Москве до 2030 года, на котором МЦД-5 целиком не фигурировал — лишь в качестве двух отдельных радиусов до Домодедово и Пушкино. Возможность строительства тоннеля, который соединит Павелецкое и Ярославское направления, по-прежнему находилась на стадии изучения.
Затем в марте 2024 года зампред правительства Марат Хуснуллин рассказал, что проект расширения диаметров помимо Москвы и Подмосковья будет включать девять регионов Центрального транспортного узла: Владимирскую, Тульскую, Тверскую, Ивановскую, Смоленскую, Рязанскую, Калужскую, Костромскую и Ярославскую области (то есть опять в списке Ярославль и Кострома — пункты назначения с предполагаемого пятого диаметра).
После сегодняшнего заявления мэра можно сделать вывод, что идея пятого диаметра снова актуальна. Во-первых, среди направлений снова прозвучала Ярославская область, во-вторых, в сообщении ТАСС прямым текстом сказано: «Из пяти запланированных диаметров осталось запустить МЦД-5 — от Пушкина до Домодедова». То есть про продление МЦД в регионы мы слышим уже год. Но можно ли теперь с уверенностью говорить о том, что Павелецкая и Ярославская железные дороги все-таки когда-нибудь сольются в экстазе?
Фото: пресс-служба департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы