, 2 мин. на чтение

Сотовые компании продают правительству Москвы персональные данные, на которых вы могли бы зарабатывать сами

За вами следят, но это нормально. Оказывается, сотовые компании передают правительству города те самые «персональные данные», которые в нашей стране охраняются довольно несовершенным законом.

Правда, в «обезличенном виде», то есть вы там фигурируете не как человек с конкретным ФИО, а как статистическая единица, так что бояться вроде бы нечего. О факте многолетнего сотрудничества чиновников с высокотехнологическими компаниями сообщила в понедельник газета «Ведомости», проанализировавшая данные по госзакупкам.

Намерения у этого альянса, как всегда, благие — благодаря передаваемым вашими сим-картами данным о том, как вы перемещаетесь, часто ли ездите на дачу, где работаете и где ночуете, город проектирует новые дороги и элементы инфраструктуры, увеличивает или уменьшает количество ее элементов — дорог, торговых площадей, школ, детских садов и др. Данные передаются также Институту Генплана Москвы, который может с их помощью с гораздо более высокой точностью проектировать, скажем, новые кварталы Москвы или другие дорогостоящие стратегические инициативы.

«Ведомости» пишут, что департамент информационных технологий только в прошлом году потратил 101,8 млн рублей на закупку таких данных. Сотовые компании получают большие прибыли от продажи этих данных. Причем продают их не только государству — коммерческие компании закупают их тоже; с их помощью можно анализировать, выгодно или нет устраивать торговые точки или предлагать услуги в тех или иных местах города.

Однако есть в этом одно но. Ваши персональные данные — это именно ваши персональные данные, даже если они подаются обезличенными. Предположим, что сотовые компании действительно не передают, что именно человек с вашим ФИО просыпается в Ясенево в 7 утра, ведет дочку в детский сад на улице Голубинская, а затем едет с «Ясенево» до «Тульской» на работу, откуда возвращается в 19.00. Связь с именем никого и не интересует.

Зато — внимание — как раз на этих данных можете зарабатывать вы сами. Вы можете позволить различным организациям собирать данные о ваших маршрутах, потребительских предпочтениях, данных поиска в интернете или, скажем, составе семьи. Организации могут обрабатывать и продавать эти данные рекламным площадкам и торговым компаниям для того, чтобы те показывали вам только ту рекламу, которая интересна лично вам. Всем выгодно. И это не сказки — так, компания Facebook уже предлагала пользователям продавать свои персональные данные за 20 долларов.

В нашей стране Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) предлагает больше — по их мнению, россияне могут зарабатывать от 15 тыс. до 60 тыс. рублей в год. Организация предложила поправки в закон «Об информации», по которым жителям страны дается право управлять своими данными; законопроект поступил Госдуму. По словам представителей ФРИИ, цель даже не в том, чтобы дать людям зарабатывать на информации о себе, а в том, чтобы передать самим пользователям управление своими данными. Причем данные будут  деперсонализированы — ваши имя, фамилия и отчество по-прежнему будут интересовать только компетентные органы.

Пока же все по-старому: сотовые компании зарабатывают, получая с нас деньги за связь, а с городского правительства и бизнеса — за геолокацию и те данные, которые можно с ее помощью выудить. Молодцы, что ж.

Фото: pxhere.com