«Это было навсегда» сопоставит официальное и неофициальное искусство 1970–1980-х.
Не только Поленов, Репин и Мунк; главная галерея страны запускает продолжение своего трехчастного проекта, посвященного временам и эпохам. Первой серией несколько лет назад стала «Оттепель». Нынешняя рискует стать хитом: она будет посвящена застою — 1970–1980-м. В основе идеи экспозиции то жесткое разделение на искусство официальное и неофициальное, которым эта эпоха расчертила художественную жизнь на две половины.
С самим словом «застой» галерея хочет поспорить: «На самом деле идея этой выставки — показать невероятную интенсивность интеллектуальной, духовной жизни этого времени и ее невероятную двойственность», — рассказала ТАСС директор Третьяковки Зельфира Трегулова.
«Одними из главных художников становятся в том числе Илья Кабаков и Эрик Булатов. И концепция жизни “внутри жизни”, в шкафу, в изолированности от того, что происходит вокруг, — рассказала она, — с другой стороны, мы покажем то, как художники через обращение к прошлому свидетельствовали о своем нежелании фиксировать сиюминутность по заказу». В этой части речь пойдет о Наталье Нестеровой и Татьяне Назаренко, а также их соратниках, которые оказались менее известны.
Интересно, что в последнее время дремавший пару десятков лет интерес к неофициальному искусству второй половины XX века у московских музеев сновал стал оживать. Свои выставки художников-нонконформистов провели несколько музеев (достаточно вспомнить хитовую экспозицию Оскара Рабина в МАММ), а Государственный литературный музей посвятил им целый фестиваль со встречами и литературными вечерами (он идет с августа и продолжается и поныне). Однако до простого хода — сопоставить подпольное искусство того времени с официальным — додумалась только Третьяковка. Название для выставки взяли, можно сказать, из главного постзастойного мема — «Это было навсегда, пока внезапно не закончилось». Кстати, последней частью трилогии станет проект, посвященный перестройке.
Иллюстрация: фрагмент картины Т. Назаренко «Гости в общежитии», 1976