, 3 мин. на чтение

Триумф сталинского ампира: экскурсия по станции метро «Комсомольская-кольцевая»

Жители столицы могут сегодня выбирать самые разные виды городского транспорта: автобусы, электробусы, трамваи, регулярные речные электрические суда, МЦК и МЦД. И, конечно, метрополитен. На него приходится почти половина всех ежедневных поездок горожан. В будни метро пользуются около 8 млн человек. Возможно, сейчас вы читаете этот текст в вагоне поезда или на эскалаторе. Обычно в метро пассажиры двигаются быстро и сосредоточенно, но мы предлагаем вам ненадолго замедлить шаг и повнимательнее взглянуть на три станции Кольцевой линии: «Новослободскую», «Белорусскую» и «Комсомольскую», все они открылись в один день — 30 января 1952 года.

Советник заммэра Москвы по вопросам транспорта, заместитель начальника Московского метрополитена Юлия Темникова


Виртуальные экскурсии по ним проведет советник заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта, заместитель начальника Московского метрополитена Юлия Темникова. Следующая станция — «Комсомольская».

Ее называют «подземными воротами Москвы», ведь именно эту станцию первой видят многие гости столицы. Станция изначально планировалась как часть большого транспортного узла и рассчитывалась под большой пассажиропоток. Ведь она открылась сразу у трех столичных вокзалов — Ленинградского, Ярославского и Казанского.

Сегодня это одна из самых популярных станций метро в Москве. В 2023 году мы закончили ремонт вестибюля. Причем работы шли поэтапно, чтобы пассажиры продолжали пользоваться станцией. Были отремонтированы подуличные переходы, ведущие от трех вокзалов, обновлены навигация и турникеты.

«Комсомольская» Кольцевой линии — последняя работа Алексея Щусева, имя которого стало синонимом русской архитектуры первой половины XX века. Мастер скончался до того, как станция была открыта. Проектирование и строительство завершали его ученики: Алиса Заболотная и Виктор Кокорин. Но еще при жизни Щусев успел отстоять тот облик «Комсомольской», какой мы видим сегодня.

Станция получилась грандиозной для своего времени. Здесь впервые уместили сразу четыре эскалатора. Колонны отделали светлым мрамором, пол выложили красным гранитом. Потолки украсили массивные люстры в виде колец с многочисленными рожками с лампами.

Эта станция — апофеоз сталинского ампира. Она и сейчас остается одной из самых богато украшенных станций московского метрополитена, подчеркнуто торжественной, парадной, помпезной, с сочетанием элементов классицизма и московского барокко.

На станции 68 восьмигранных колонн. Как утверждает биограф Щусева Александр Васькин, сначала колонны спроектировали тонкими, но архитектор не согласился с таким предложением инженера Алексея Семенова и заявил: «Мое архитектурное чувство подсказывает, что колонны должны быть толще». В итоге их толщину увеличили до 1,5 метра.

Темой оформления станции стала фраза: «Слава победоносному русскому оружию». А сюжетами — знаковые эпизоды истории России. Свод центрального зала «Комсомольской-кольцевой» украшают восемь мозаичных панно из смальты и ценных камней, созданные по эскизам художника Павла Корина.

Щусев хотел, чтобы станция стала продолжением архитектурной темы другого его творения — Казанского вокзала, и Корин об этом знал. Поэтому, создавая эскизы мозаик, он часто ездил на вокзал, чтобы рассмотреть детали щусевского проекта.

На мозаиках художник запечатлел Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, собирающих на Красной площади народное ополчение. Князя Александра Невского, держащего знамя. Московского князя Дмитрия Донского — на белом коне во главе войска, которое он ведет на Куликово поле. Полководца Александра Суворова при переходе через Альпы. Михаила Кутузова во время Бородинского сражения. А также советских солдат и офицеров у стен Рейхстага.

Площадь каждого панно — 30 квадратных метров, вес — три тонны, каждое состоит из 300 тысяч наборных элементов. Они поражают своей грандиозностью и мастерством исполнения. Эскизы сделали в натуральную величину, и по ним бригады мастеров выкладывали кусочки цветных камней и смальты, а уже потом переносили все на покрытую цементным раствором основу. Готовую мозаику установили на своде станции на девятиметровой высоте.

По традиции мозаичной живописи фоны панно сделали золочеными. Павел Корин прекрасно знал древнерусское и византийского искусство и применил этот прием, первоначально использовавшийся в иконах.

Кстати, на «Комсомольской» пассажиры могут увидеть изображения икон. Образ Христа есть на знамени, которое держит Дмитрий Донской, на стяге в руках Александра Невского. Под знаменем Христа стоят также Минин и Пожарский. Кроме этого, люстры на станции напоминают паникадила — церковные светильники со множеством свечей.

«Комсомольскую» открыли при жизни Иосифа Сталина и религиозные мотивы приказали убрать. Но создатели станции ответили, что ее оформление посвящено великим победам и все события должны быть изображены максимально близко к правде. По легенде, Сталина этот ответ удовлетворил и станция сохранила свой облик.

Фото: пресс-служба Дептранса Москвы