Что главное для любого города? Главное — это люди. Как те, которые живут здесь уже не одно поколение, так и те, которые поселились недавно или в качестве туристов заглянули посмотреть достопримечательности столицы. Сделать их жизнь и досуг в мегаполисе комфортными, интересными и современными — цель организаторов фестиваля Московского урбанистического форума «Город. Люди. Будущее». Его программа состоит из сотен мероприятий, мы выбрали шесть событий, на которых выступят звезды, где поговорят о туризме, дворцах и музеях, а еще обсудят, как поддерживать отношения с соседями в большом городе.
Москва туристическая
Паблик-ток «Как городские проекты влияют на привлекательность Москвы для туристов»
31 августа, 18.00
За последние годы туристический поток в Москве вырос. В 2022-м столицу посетили 17,9 млн человек, а доходы городской индустрии гостеприимства увеличились на 22,7% по сравнению с 2021-м.
Иностранцы едут посмотреть Кремль и Большой театр, храм Василия Блаженного и Третьяковскую галерею. И список мест с пометкой must visit можно продолжать. Но мало показать туристам достопримечательности. Город должен быть для них местом, где легко ориентироваться и пользоваться общественным транспортом, легко организовать экскурсии, легко вкусно поесть.
За последние десять лет Москва сделала большой шаг в этом направлении. В столице реализовали множество городских проектов — от благоустройства улиц и парков до открытия новых станций метро и запуска новых пассажирских линий. Они не только изменили облик Москвы, но и сформировали новые паттерны поведения горожан. Так, появление пешеходных маршрутов вызвало моду на всесезонные прогулки по городу, распространение велопроката и кикшеринга сподвигло часть москвичей отказаться от автомобилей, а развитие спортивной инфраструктуры — вести здоровый образ жизни.
Но если для жителей столицы это давно стало частью образа жизни, то для туристов во многом остается терра инкогнита. Что мы вообще знаем о туристах? Активно ли они пользуются появившимися возможностями? И весомый ли это фактор при выборе локации, куда поехать? Эти вопросы обсудят участники паблик-тока «Как городские проекты влияют на привлекательность Москвы для туристов». Модерировать дискуссию будет главный редактор одного из ключевых изданий о туризме в России RUSSPASS Ольга Мамаева.
Москва культурная
Лекция «Мыслить конструктивно: как хлебозавод стал культурным центром «Зотов»
2 сентября, 15.30
Реновация и реорганизация бывших промышленных зон — один из трендов не только столичного, но и мирового градостроительства. Во-первых, так удается сохранить памятники индустриальной архитектуры. Во-вторых, вчерашние заводы и фабрики становятся новыми точками городского притяжения. Здесь появляются культурные пространства, бизнес-центры, жилые лофты.
Один из ярких примеров возрождения бывшего московского завода — культурный центр «Зотов». В 2022 году он открылся в здании Хлебозавода №5. Здесь не только пекли хлеб на инновационном для своего времени круглом конвейере. Здание хлебозавода, построенное в 1931−1932 годах, стало подлинным манифестом конструктивизма. А спустя почти век после успешной реконструкции здесь открылся центр изучения и развития идей этого художественного направления.
О том, почему «Зотов» — важный проект для культурного ландшафта столицы и как на бывшей фабрике удалось организовать выставочное пространство, расскажет директор центра Дарья Филиппова.
Москва звездная
Лекция «12 элементов личного бренда и как ими управлять»
2 сентября, 18.00
Москва — это не только деловой и культурный центр, место, где живут миллионы человек и еще несколько миллионов приезжают каждый день на работу. Москва — это еще и мощный бренд, при упоминании которого у каждого возникают свои ассоциации, связанные с городом.
В столице можно построить карьеру и создать свой личный бренд. Но как это сделать? Об этом расскажет известный писатель, публицист и эксперт по стратегическим коммуникациям Александр Цыпкин. Он станет одним из звездных спикеров фестивальной программы Московского урбанистического форума.
На авторской лекции Александр Цыпкин объяснит, как социальные сети радикально изменили систему восприятия людей людьми. Почему личный бренд есть у каждого, как есть тело. Каким образом использовать талант рассказчика для продвижения себя, даже если такого таланта нет. И главное — из каких 12 элементов состоит личный бренд человека и как управлять каждым из элементов.
Москва светящаяся
Лекция «Культура городского освещения: можно ли решить проблему светового загрязнения?»
4 сентября, 18.00
Электричество — норма жизни современного человека. Человечество победило темноту и гордится этим. Современные мегаполисы светятся по-настоящему ярко. В этом легко убедиться, подлетая к ним на самолете и смотря на город сверху.
Качественная световая среда напрямую влияет на жизнь горожан: снижается уровень преступности и вандализма, сокращается количество ДТП, создается выразительный образ городских объектов и даже увеличиваются доходы от вечернего туризма.
Но одновременно искусственное освещение может быть источником стресса и нарушать биологические ритмы горожанина. Ученые даже оперируют термином «световое загрязнение», обозначая так чрезмерный, неверно направленный искусственный свет.
Как справиться со «световым загрязнением» и при этом не погрузиться в сумрак, расскажет дизайнер и куратор курса «Световой дизайн» в Архитектурной школе МАРШ Иван Федянин.
Москва дворцовая
Лекция «Как здания бывших дворцов в начале XX века наделялись функцией выставочных и культурных пространств»
8 сентября, 18.30
Город — живой организм, который постоянно трансформируется. Это касается всего: зданий, дорог, культурных пространств. Одни функции, больше не востребованные в обществе, уходят и их сменяют другие. Например, так произошло со многими дворцами, которые после революции 1917 года из мест обитания царей, великих князей и других высокопоставленных особ превратились в площадки для нового искусства. А проще говоря — стали музеями.
Сегодня горожане стали очевидцами еще одной трансформации, которая происходит с бывшими заводами и фабриками. Они трансформируются в культурные центры и музеи современного искусства.
О том, как менялись функции помпезных зданий столицы и как сегодня во что-то красивое превращаются вчерашние промышленные зоны, расскажет исследователь и архитектор Анна Замрий.
Москва соседская
Лекция «Как зовут твоего соседа?»
9 сентября, 18.00
Еще несколько десятилетий назад соседи в Москве намного лучше знали друг друга. Они могли собраться всем двором, устроить чаепитие, поиграть в домино или шахматы, да просто поболтать. А вот сегодня мы знаем в лицо далеко не всех, кто живет с нами в одном доме или подъезде.
Журналистка и автор телеграм-канала KAKDELA Мария Тарасова на лекции «Как зовут твоего соседа?» поговорит о том, почему мы прекратили знакомиться с теми, рядом с кем живем, и как это исправить. Основу выступления спикера составит нетворкинг-сессия для поиска новых знакомств.
Кстати, о том, как знакомиться, Мария Тарасова знает не понаслышке. В 2019 году она создала Клуб живых коммуникаций KAKDELA, цель которого — развитие в России культуры small talk.
Фото: mosurbanforum.ru, Евгений Самарин/mos.ru