Многие, наверное, уже видели, как по московским улицам разъезжают фирменные беспилотные машины «Яндекса» — обязательно с человеком в салоне, который контролирует ситуацию. Однако в Минтрансе уже вовсю готовятся к переходу на новый уровень, ждать осталось совсем недолго.Об этом пишет «Коммерсантъ», ссылаясь на утвержденный вице-премьером Андреем Белоусовым «комплекс мероприятий по тестированию и поэтапному вводу в эксплуатацию на дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) без присутствия инженера-испытателя в салоне». Документ был разработан по поручению президента.
Согласно плану, уже во втором квартале 2021 года будут созданы необходимые условия — Москва здесь, конечно, в приоритете. «В первую очередь это будут территории, где эксперимент проводится наиболее продолжительное время: Москва, Санкт-Петербург, Татарстан», — говорят в Минтрансе.
Сейчас в министерстве собирают и анализируют уже имеющиеся данные, а специальный федеральный закон хотят разработать до конца года. Изменения коснутся многого: для нового вида транспорта нужно определить предельные тарифы ОСАГО, сроки техосмотра, разработать систему штрафов. При этом совершенно непонятно, как расследовать ДТП с участием беспилотников, кого наказывать за нарушения — в Минтрансе подчеркивают, что вопрос дискуссионный и требует детальной проработки.
А ведь совсем недавно «Сбер» заморозил тестирование беспилотников из-за отсутствия регламентов — теперь у компании появится серьезный повод вернуться к испытаниям.
Эксперты пока относятся к планам скептически. Как утверждает координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов, законы лучше вообще пока не трогать и продолжать собирать данные. Сейчас, по подсчетам эксперта, в транспортной отрасли заняты около 8 млн человек — следует подумать и о том, что многие могут потерять работу (но это уже, наверное, неизбежное следствие любого прогресса такого рода).
Фото: shutterstock.com