Редакция Москвич Mag

В Эрмитаж привезли «Прекрасную садовницу» — шедевр Рафаэля из Лувра 

3 мин. на чтение

В Эрмитаже, в Аполлоновом зале Зимнего дворца, открылась выставка «Рафаэль Санти. “Прекрасная садовница”: Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем».

Эту картину из собрания Лувра ждали в Петербурге еще в декабре 2020 года — она должна была стать частью выставки «Линия Рафаэля». Но из-за ограничений, связанных с пандемией, «Прекрасная садовница» прибыла только сейчас и стала главной героиней очередной выставки одной картины из серии «Шедевры музеев мира в Эрмитаже». «Мы благодарны братскому Лувру за возможность любоваться “Прекрасной садовницей” в эрмитажном стиле — уединенно», — заметил по этому поводу директор музея Михаил Пиотровский.

Судя по подписи у левой ступни Марии, «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» была написана Рафаэлем во Флоренции в 1507 или 1508 году. По чьему заказу — точно неизвестно, но, возможно, это был знатный сиенец Филиппо Сергарди, секретарь папы Льва Х. Затем картина всплывает в коллекции короля Франции Франциска I в замке Фонтенбло, а в 1793 году упоминается в инвентарных записях Лувра. Долгое время шедевр Рафаэля Санти именовался во французских коллекциях «Мария в платье крестьянки», пока коллекционер и знаток искусства Пьер-Жан Мариетт в 1720 году не дал ей название «Прекрасная садовница».

Зоя Купцова, куратор выставки, хранитель итальянской живописи XIII–XVI веков в Государственном Эрмитаже

Каковы особенности экспозиционного жанра «выставка одной картины»? Какие задачи и сложности возникают у куратора при ее подготовке?

Особенности такого жанра в том, что нужно сосредоточить внимание зрителя лишь на одном экспонате, объяснив, почему он так важен, в чем его особенность или шедевральность. И в данном случае многое зависит от точности информации и от образности ее подачи. Особая сложность — текст-экспликация, который должен быть емким и привлекательным.

И все же главная сложность — привезти экспонат. Это дорого и требует большого времени для подготовки. Но именно такой обмен шедеврами дает возможность встречаться специалистам, например, по Рафаэлю. Картину сопровождал хранитель живописи Ренессанса в Лувре, с которым именно там я встречалась на выставке Леонардо да Винчи, а теперь была возможность научной дискуссии уже в Эрмитаже. Так мы смотрим собрание музеев, знакомимся с фондами и актуальной работой, в том числе с реставрационными проектами.

Какое место, на ваш взгляд, занимает «Прекрасная садовница» в творчестве Рафаэля?

Это важнейшее произведение, последнее, созданное во Флорентийский период Рафаэля. «Прекрасная садовница», с одной стороны, итог его изучения предшественников и гениальных современников (прежде всего Леонардо да Винчи), а с другой — свидетельство емкости ума художника, цепкости его глаза и виртуозности кисти, которые позволяют переосмыслить увиденное и воплотить по-новому. Все увиденное во Флоренции родит знаменитые фрески в Станцах Ватикана и сделает Рафаэля не просто знаменитым художником-придворным, но великим мастером Высокого Ренессанса.

В чем привлекательность живописи Рафаэля для современного, может быть, не всегда подготовленного зрителя, который не понимает каких-то важных контекстов, не считывает библейские аллюзии или символическое значение растений?

Привлекательность Рафаэля именно в том, что его не нужно расшифровывать, не надо читать как богословскую литературу, как того требуют средневековые вещи. Его надо просто смотреть. Он цельный, ясный, уравновешенный, без лишних отвлекающих деталей и смыслов. Сложно найти более гармоничный образ, которым невозможно надышаться. Подобное можно сказать о Боттичелли, но у Рафаэля уже не просто идеальный женский образ, это уже идеализированная картина цельного мира, огромной вселенной, где все в гармонии. К его произведениям хочется возвращаться снова и снова, даже когда просто проходишь мимо по залам музея.

Есть ли какой-то современный художник (или, может быть, кто-то из мастеров ХХ века), при взгляде на работы которого вы вспоминаете о Рафаэле?

Кураторы современного искусства сейчас забросают меня помидорами. Можно придумать ассоциации с классикой, но по уровню синтеза таланта, мастерства и ремесла в XX веке не найти равных мастерам прошлого. И дело не в Рафаэле, а вообще в утрате техничности и индивидуальности в рамках традиции. Тогда традиция была сильна, религиозные требования жестче, техническое мастерство выше, но во всем этом рождались индивидуальности и гении, например Рембрандт. А теперь все индивидуальны, но Рембрандтов не видно…  Хотя, конечно, я недостаточно хорошо знаю современное искусство.

Выставка продлится до 19 сентября.

Фото: RMN-Grand Palais (musée du Louvre), hermitagemuseum.org

Подписаться: