, 2 мин. на чтение

В этот день 100 лет назад открылся магазин «Мосторга» — будущий ЦУМ

В 1857 году шотландцы Арчибальд Мерилиз и Эндрю Мюр зарегистрировали в России товарный знак «Мюръ и Мерилизъ». Первая лавка по продаже шляп и галантереи открылась в Петербурге, но в 1880 году торговцы перебрались в Москву.

Через пять лет на Кузнецком мосту открылся трехэтажный магазин, поразивший общественность революционным подходом к торговле. В магазине были твердые цены, не позволявшие торговаться, оформлялся возврат товара и проводились ежегодные распродажи. Начинали шотландцы с дамских шляп, но дело шло так успешно, что вскоре «Мюръ и Мерилизъ» продавали все, кроме продуктов.

Именно они первыми ввели обычай рассылать покупателям бесплатные каталоги и торговать по почте. Рассылка товаров велась по всей территории России, а на ее европейской части была бесплатной. К началу 1890-х годов в магазине было 44 павильона, а покупателей обслуживала тысяча сотрудников. Два пожара, в 1892-м и 1900-м, не остановили предпринимателей. В 1906 году они заказали знаменитому архитектору Роману Клейну новое семиэтажное здание по адресу Петровка, 2. Шотландцы и здесь выступили новаторами. Здание в стиле английской готики строилось по принципу американских небоскребов с применением металлического каркаса, проект которого разработал инженер Владимир Шухов. Из уважения к архитектурному ансамблю столицы хозяева отказались от каких-либо вывесок на фасаде.

Новый магазин открылся в 1908 году. Теперь в нем было 80 отделов, два лифта, справочная, зал ожидания и даже так называемые темные комнаты — специальные комнаты в дамских примерочных, где можно было оценить наряд при вечернем освещении.

В 1917 году магазин был национализирован, и 10 марта 1922-го «Мюръ и Мерилизъ» возродился под эгидой «Мосторга». Рабочие могли приобрести там товары по так называемым лимитным книжкам. С 1933 года это уже Центральный универсальный магазин. Во время войны отданный под казармы ЦУМ чудом уцелел. Соседнее здание, разрушенное бомбой, в 1970-х годах стало продолжением ЦУМа. В 2007 году к магазину сделали еще одну пристройку, которая расширила его площадь в два раза. В результате многочисленных переделок оригинальная внутренняя отделка здания сейчас почти не сохранилась.

Уже с 1953 года магазин торговал только товарами повышенного качества по соответствующим ценам. Если основатели шотландцы работали для москвичей среднего класса, то компания Mercury, владеющая торговым центром с 2002 года, ориентируется на VIP-клиентов. Свое столетие ЦУМ встречает с тревогой из-за массового ухода западных компаний. Хотя в универмаге представлены коллекции более 700 брендов, самые громкие — Chanel, Gucci, Louis Vuitton, Prada и Fendi, управляющие своими магазинами напрямую, — приостановили работу на неопределенный срок.

Фото: pastvu.com