С 20 по 27 июля в рамках кинофестиваля покажут десять самых ярких фильмов, снятых женщинами-режиссерами за последние два года.
Откроет фестиваль лента режиссера сериала «Неортодоксальная» Марии Шрадер «Я создан для тебя» с Дэном Стивенсом («Аббатство Даунтон») в роли робота — ироничная комедия о том, может ли искусственный интеллект стать идеальным партнером. За главную роль в этом фильме немецкая актриса Марен Эггерт получила «Серебряного медведя» на последнем Берлинском фестивале.
Среди хитов программы — французская драма взросления «Бисер перед свиньями», венгерская мелодрама о завышенных ожиданиях в любви «Подготовка, чтобы быть вместе неопределенное количество времени», социальная драма о перипетиях иммигрантской жизни на окраинах Лондона «Слушай» и картина Селин Сьямма, автора «Портрета девушки в огне», наделавшего много шума в Каннах-2019. Ее новая работа «Маленькая мама» — тихий и проникновенный фильм о том, как важно вовремя узнать своих родителей.
Помимо десяти фильмов последних лет, которые будут показаны в России впервые, в программу включены две картины известных женщин-режиссеров, давно ставшие классикой — «Крылья» Ларисы Шепитько и «Европа, Европа» Агнешки Холланд, а также документальная лента «Женщины, создающие кино» ирландца Марка Казинса. Это масштабная 14-часовая энциклопедия женского кино, охватывающая около тысячи фильмов за несколько десятилетий.
Зрители фестиваля увидят первую часть картины, рассказчицами в которой выступают, в частности, Тильда Суинтон, Джейн Фонда и Кира Муратова. А закроет фестиваль российская премьера комедии «Красотка на взводе»: размышление о необходимости сдерживать своих внутренних демонов и эффектное возвращение Кейт Бекинсейл к жанру экшна.
В своем комментарии к анонсу фестиваля «Новая женственность» вы пишете, что женщины-режиссеры говорят о том, что их волнует, «так, как никогда не сказали бы мужчины». В чем, по-вашему, эта уникальность женского взгляда и женского голоса в современном кино?
Я хочу процитировать одну из главных героинь нашего фестиваля Ларису Шепитько: «Да, наша профессия мужская, суровая, и войти в нее женщине следует лишь в том случае, если она в состоянии приподняться над чисто феминистскими проблемами. Но при этом особая духовная структура и тонкая нервная организация (никто, даже мужчины, не станет этого оспаривать) дают женщинам возможность проникнуть в глубинные тайники человеческой души. Это наша природная привилегия, и грех ею не пользоваться. Но у меня такое ощущение, что мы, женщины-режиссеры, не очень-то спешим воспользоваться этим своим преимуществом».
Это было сказано в далекие годы, но все до сих пор верно и точно. Разве что «природной привилегией» стали охотно пользоваться многие женщины-режиссеры. Когда я говорю, что некоторые фильмы «Новой женственности» никогда не сняли бы мужчины, я думаю, например, о фильме «Удовольствие», чья героиня-порноактриса подвергается таким унижениям, что режиссер-мужчина просто побоялся бы столь откровенно это снять. Женщины в кино сегодня гораздо смелее и раскрепощеннее мужчин — у них накопилось множество нерассказанных историй, и их меньше преследует и прессует «общественное мнение».
Нужны ли, на ваш взгляд, какие-то внешние меры поддержки женщин-кинематографистов? Гендерные квоты на фестивалях, при приеме в киношколы и так далее — или это зло?
Квоты — это безусловное зло, способное нанести только ущерб. Например, меня как куратора никто не заставит взять в программу плохой фильм только на том основании, что его сняла женщина, или мужчина, или представитель какой-то национальности. Не раз уже было сказано, что фестивали — это последнее звено пищевой цепочки, никак не первое. Мне кажется диким это повторять, потому что я по этому принципу жил всегда, но у всех должны быть равные возможности. На всех этапах. И не только в кино.
Понятно, что у куратора (не)любимых детей не бывает, и все же: есть ли в программе фестиваля два-три фильма, которые вы могли бы особенно порекомендовать?
Тут не то чтобы все любимые, но каждый фильм добавляет какую-то важную краску в палитру современного женского кино, которое сегодня очень разнообразно. Я бы обратил внимание на португальский фильм «Слушай», чей режиссер Ана Рока стала дважды лауреатом последнего Венецианского фестиваля, в том числе обладателем премии «Лев будущего», что вполне символично. И на совершенно упоительный документальный киномарафон «Женщины, создающие кино», режиссер которого, мужчина, Марк Казинс, знаменит своими монтажными картинами, посвященными истории кинематографа.
На фестивале нет современных российских фильмов — это получилось случайно или намеренно?
И не случайно, и не намеренно. Показывать то, что и так шло в прокате, нет смысла. А новые фильмы Натальи Кудряшовой или Наташи Меркуловой (и Алексея Чупова) ждут своего часа на международных фестивалях. Фильм Киры Коваленко «Разжимая кулаки» несколько дней назад выиграл каннский «Особый взгляд» и только готовится к премьере на родине. К счастью, у нашего женского кино есть безотказные козыри. Лариса Шепитько — один из них.
Станут ли фестивали зрительского кино в обновленном «Художественном» традицией? Чего ждать в ближайшем будущем?
Конечно, станут. Не зря же «Художественный» официально является не только кинотеатром премьерного показа, но и фестивальным центром. У нас будут и фестивали, и великолепные ретроспективы, но зрители узнают об этом в свое время. А пока давайте посмотрим фильмы фестиваля «Новая женственность»!
Фото наверху: кадр из фильма «Удовольствие»