Район Измайлово всегда чувствовал себя немного отдельно — как своего рода внутригородская автономия, город в городе.
Роль одного из главных центров притяжения выполняла площадь на 9-й Парковой улице, которую образовывали универмаг «Первомайский» и киноконцертный зал «София». Оба здания построены в конце 1960-х архитекторами Михаилом Мошинским и Зиновием Розенфельдом — время сделало их памятниками советского модернизма, правда, необъявленными. «Софию» снесли, как сносят сейчас все однозальники для превращения в районные (читай: торговые) центры. И вот, судя по всему, пришел черед и универмага — красивой постройки, в советские годы даже попадавшей на открытки. Он спокойно пережил превращение из советского универмага в ТЦ, однако, скорее всего, не переживет программы реновации, сообщает «Архнадзор».
А она в Измайлово самая масштабная; собственно, она и началась здесь неподалеку: на улице Константина Федина была снесена первая пятиэтажка. В Измайлово собираются сносить 93 здания. В их числе возвышающийся над «Первомайским» еще один памятник модернизма, построенный в 1985-м спорткомплекс «Трудовые резервы».
Для жителей района это настоящая драма — площадь перед «Софией» и «Первомайским» была и в какой-то мере остается для них главным общественным пространством. Один из архитекторов, Михаил Мошинский, был здешним жителем и спроектировал многие другие объекты на территории района.
Проект новой планировки с массивными сносами выставлен для экспозиции, и до 5 декабря жители могут прийти и увидеть своими глазами, что именно собираются строить на месте знакомого им универмага. После 6 декабря будут назначены общественные слушания по этому проекту, и что-то подсказывает, что они пройдут не менее жарко, чем в Дорогомилово, когда обсуждали застройку Бадаевского завода. А вообще обратите внимание, что стадии реакции на такие знаковые сносы у москвичей классические — гнев, отрицание, апатия, принятие. С потерей «Софии» жители смирились, посмотрим, готовы ли они принять снос «Первомайского».
Нынешнюю кампанию по обновлению Москвы, наверное, можно тоже назвать модернистской — снести все, что напоминает о прошлом, порвать с преемственностью памяти места, особенно с памятью о советской жизни, непременно впихнуть на любое свободное пространство громадину, достать до неба жилым небоскребом. Только вот уровень исполнения, как бы это сказать, не тот.
Фото: ©lana1501/Фотобанк Лори