С инициативой выступила депутат Стебенкова.
Давненько не было слышно ничего подобного. На состоявшемся сегодня заседании комиссии по культуре и массовым коммуникациям депутат Стебенкова выступила с оригинальным предложением — лишить бюджетного финансирования государственное учреждение культуры, а именно театр «Гоголь-центр». По ее мнению, спектакли этой площадки безнравственны. Она заговорила об этом в контексте разговора о культпоходах школьников, предусмотренных школьной программой. «Спектакли для школы проходят какой-то отбор: по возрастному цензу, по морально-нравственным аспектам? — риторически спросила она, а затем рассказала: — Мы проводили спектакль профилактического характера, и с нас департамент образования потребовал получить заключение от университета гуманитарного о том, можно показывать это детям или нет». Ее слова цитирует агентство «Москва».
Из этого не совсем вразумительного заявления не очень ясно, в каком именно театре проходил «спектакль профилактического характера» и что это вообще такое (должно быть, это постановка, в которой все актеры выходят на сцену в масках). Заключение «университета гуманитарного», видимо, понадобилось для того, чтобы понять, можно ли те или иные спектакли рекомендовать в рамках школьной программы по литературе. Но депутат явно стала выразителем беспокойства представителей не образовательного или культурного, а родительского сообщества. «Москвичи беспокоятся, почему мы содержим эти театры на бюджетные деньги, такие как “Гоголь-центр”, например, который вызывает массу негатива у населения своими безнравственными постановками, — сообщила депутат, а потом решительно резюмировала: — С “Гоголем” надо разбираться, почему за бюджетные деньги мы позволяем людям делать то, что им хочется. Пусть делают за свои деньги, а не за бюджетные». Доподлинно неизвестно, была ли Стебенкова хотя бы один раз в «Гоголь-центре» и кто именно те самые москвичи, на основе обращений которых она собирается не давать денег театру, имеющему статус государственного.
Коллегам из комиссии стоило бы напомнить Стебенковой, что театр уже имел опыт жизни без государственного финансирования, более того, в 2015–2016 годах руководимому Кириллом Серебренниковым «Гоголь-центру» пришлось расплачиваться с накопившимися долгами, достигавшими 80 млн рублей; департамент культуры тогда предоставил театру разбираться с проблемами самому. С тех пор театр выстроил систему, при которой сам зарабатывает львиную долю своих средств, а бюджетные субсидии в основном пускает на выполнение обязательного госзадания, рассказал «Москвич Mag» источник в театральном сообществе Москвы. Безнравственными, надо думать, депутат считает последние премьеры — постановку по сенсационно успешному роману «Петровы в гриппе и вокруг него» Алексея Сальникова, а также постановку «Палачи» по Мартину Макдонаху, автору оскароносного фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури».
Что ж, депутату действительно надо разбираться — хотя бы начать. Хотя бы на уровне суда, в котором разваливается знаменитое «театральное дело», заведенное против нынешних и бывших руководителей «Гоголь-центра», его (дела) наличие не помешало депутату пнуть успешную московскую площадку с трибуны городского парламента. Стебенкову, как сообщает агентство «Москва», заочно попытался вразумить замруководителя департамента культуры Москвы Леонид Ошарин. Если коротко, он напомнил, что смысл господдержки культуры как раз и заключается в том, чтобы художники могли делать в своих учреждениях то, что им хочется. «В “Гоголь-центре” нет спектаклей, у которых возрастной ценз ниже 18+. Если говорить о финансировании “Гоголь-центра”, вы можете посмотреть все общие положения и устав театра, где учредитель в лице департамента культуры не имеет права вмешиваться в том числе в политику учреждения. В данный момент влияние на творческую политику запрещено», — рассказал чиновник. В данный момент «Гоголь-центр» — единственный российский театр, представлявший нашу страну на театральном фестивале в Авиньоне.
Хотя, возможно, Людмила Стебенкова просто боится конкуренции. И зря: тот цирк, который случается в городской думе при обсуждении многих насущных вопросов, по своему накалу даст сто очков вперед любому из спектаклей театра.