, 2 мин. на чтение

В московской деревне Терехово сносят последние деревянные дома

Видимо, это конец одного из самых достопримечательных мест Москвы. Закон не оставил жителям никакого шанса сохранить свое поселение.

При своем расширении Москва захватывала деревни, сносила деревянные дома и подвергала территорию урбанизации — так было с Садовниками и Дьяково на юге Москвы. С Терехово на северо-западе вышло иначе — деревня вошла в состав города, однако территорию острова Мневниковская пойма (он оказался со всех сторон окруженным водой после появления Хорошевского спрямления) урбанизировать забыли; она до сих пор является малоосвоенной. Хотя освоить ее пытались — во времена Лужкова здесь хотели делать московский Диснейленд (который в итоге скоро откроется в Нагатинской пойме), во времена Собянина — Парламентский центр (но Госдума отказалась переезжать). Значительная часть острова вообще вошла в особо охраняемую территорию — природно-исторический парк «Москворецкий». Все это помогло жителям Терехово унаследовать свои деревянные дома и продолжать жить в них до последнего момента.

Однако власть нынешняя заканчивает то, что не успела власть советская. Эти территории потребовались городу под строительство жилья и объектов инфраструктуры; еще бы, большой кусок земли во вполне престижном СЗАО. По словам ведущего проекта «Вся деревянная Москва» фотографа и журналиста Кирилла Лебедева, снос деревянных домов вступил в активную и решающую фазу: в поселке осталось всего пять домов. Остальные представляют собой кучи мусора, который экскаваторы грузят в самосвалы.

Никакого сопротивления жители, прежде выступавшие в споре с городскими властями единым фронтом, уже не оказывают — жители оставшихся домов, по словам Лебедева, выходят на улицу только для работы на своих участках. Закон позволяет государству и городу изымать земли для своих нужд, дело только в размере компенсации, и большинство жителей окончили свои переговоры и тяжбы по этому поводу и уехали из деревни.

Лебедев обращает внимание на то, что в прежние времена жители расположенного рядом с Терехово СНТ «Речник» смогли отстоять свои дома, а раньше, еще в нулевых, свой деревянный дом отстояла семья Прокофьевых из Бутово. Однако в данном случае речь идет уже о финальной фазе, так сказать, реновации бывшей деревни. Фотограф выражает надежду, что власти оставят хотя бы в качестве памятника прекрасный и крепкий сруб, который вы видите на иллюстрации. Однако надежд на это мало — если бывшие села в Москве остаются хотя бы в виде районных топонимов, то у деревни не останется и этого: строящуюся неподалеку станцию метро решено переименовать из «Терехово» в «Мневники».

Фото: @woodenmoscow