Мы все заметили, что торговые центры сейчас опустели, но вопрос был в том, насколько.
У Национальной ассоциации инвесторов (НАИ.РФ) есть ответ на этот вопрос. По их данным, доля освобождающихся площадей в торговых центрах Москвы и Петербурга уже перевалила за 60% (звучит странно, особенно когда известно, что «уходящие» бренды не спешат разрывать контракты). В регионах показатель равен 20%, но это объяснимо — там в разы меньше магазинов крупных иностранных брендов.
«Во-первых, процент компаний, которые уходят и сворачивают деятельность в России, существенно ниже компаний, которые приостановили деятельность. Это значит, что фактически пустые помещения не пустуют. Во-вторых, если эти помещения все же опустеют, то процесс их заполнения будет сложным, долгим и болезненным для собственников. Одна из ключевых причин в том, что сейчас игроки рынка не могут спрогнозировать спрос и не рассматривают развитие как ближайшую возможность», — объясняет управляющий партнер консалтинговой компании IPG.Estate Иван Починщиков.
Впрочем, в Москве с заполнением пустых помещений трудностей возникнуть не должно. На места, которые занимали иностранные бренды, легко придут новые игроки из России и «дружественных стран», считают в агентстве «ТСН Недвижимость». Ведущий эксперт Денис Солодовников говорит: «Для себя мы уже отметили интересную тенденцию — ресторанные помещения заселяются продуктовыми сетями, а на места иностранных брендов, попавших под санкции, приходят цветочные бутики и мини-офисы страховых компаний».
Более того, исход иностранных брендов может повлиять на перепрофилирование торговых центров. Морально устаревшим (по мнению аналитиков) торговым центрам и так искали новое применение, а теперь процесс будет ускорен. В Москве уже есть такие примеры: ТЦ «Мегаполис» у метро «Технопарк» собирается сменить направленность на культуру и досуг.
Фото: shutterstock.com