Как известно, бесконечно можно смотреть на три вещи: горящий огонь, бегущую воду и на то, как работает другой человек. Судя по отчетам властей, в этом году в Москве более чем на треть по сравнению с 2023-м вырос трафик промышленного туризма. В его тени сохраняются и полуподпольные диггерство со сталкерством, хотя по разным причинам они все больше становятся уходящей натурой. «Москвич Mag» прогулялся по заводам, ставшим местами для экскурсий.
Дотянуть до BMW
По данным департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы, в первом полугодии 2024 года прошло около 500 экскурсий по 90 предприятиям города, а за январь — август этого года количество промышленных туристов выросло на 35% по сравнению с тем же периодом 2023-го. Как рассказывает глава департамента Анатолий Гарбузов, только за первое полугодие к проекту «Открой Моспром» присоединились около 1 млн человек.
«Открой Моспром» действует с 2019 года, под его маркой проводятся экскурсии на предприятия пищевой, авиационной, фармацевтической и других отраслей, а также лекции и интеллектуальные игры. За пять лет существования проекта о работе 130 заводов и фабрик узнали около 15 млн человек, заявляют в департаменте инвестиционной и промышленной политики.
Казалось бы, масштабы роста должны впечатлять, но на этот счет есть скептическое мнение. Как рассказал «Москвич Mag» основатель АНО «Национальная туристическая инициатива» Олег Николаев, пока озвученные властями данные — лишь небольшая часть того потенциала, который нужно развивать.
По его мнению, подлинный промышленный туризм — это не обязаловка и не проход по трем пыльным комнатам музея, а часть маркетинговой политики, поддержание интереса и лояльности клиента.
«Я упомянул BMW: понятно, что люди со всего мира едут, чтобы прикоснуться к легенде. Это своего рода идеальный вариант, но к нему можно стремиться, — рассуждает Николаев. — В России интерес к промышленным объектам связан с двумя вещами: во-первых, люди хотят познакомиться с индустриальными гигантами, корни которых уходят в СССР. Во-вторых, хотят увидеть своими глазами, как делается то, что они потом покупают в магазине. В первом случае организация турпотока упирается в логистику: расстояния в нашей стране измеряются не десятками, а тысячами километров. Это тема чисто туристического бизнеса, организации транспорта и так далее. А во втором успех промтуризма связан с тем, насколько совершенные технологии использует предприятие. Я сказал про маркетинг, так вот, это прекрасная возможность продавать свои достоинства не только на словах. Я винодел, наша отрасль как никакая другая располагает к посещению производства, и большая часть виноделен в стране уже сегодня является объектами туризма».
Также Николаев подчеркивает, что для развития промышленного туризма в первую очередь должен наличествовать промышленный бум: «Развитие отечественных идей, отечественных продуктов. Должно быть воодушевление в обществе, которое при желании владельцев предприятий легко трансформируется в поток коммерческих туристов. Пока что посещение заводских цехов можно оценивать скорее как феномен из области образования. Но для школьников оно в любом случае очень полезно, поэтому чем больше итоговые цифры, тем лучше».
Ромодин признает, что развитию промышленного туризма мешают некоторые проблемы. Не все производства рассчитаны на то, что их будут посещать экскурсионные группы. Нахождение гостей среди оборудования и производственных линий порой требует тщательного соблюдения техники безопасности. Но в современных производственных комплексах часто уже в проекте закладываются коридоры для посетителей и специальные зоны. Вторая проблема, по мнению Ромодина, коммерческая или производственная тайна, из-за которой многие производства не пускают посмотреть процесс.
Какие предприятия популярны у туристов
Как считает Олег Николаев, популярностью пользуются в первую очередь те объекты, владельцы которых приложили профессиональные усилия к организации турпотока, сделав его одним из источников дохода, но, «разумеется, отнюдь не основного»: «В первую очередь это пищевая промышленность, там ведь еще и полакомиться можно — двойной интерес».
Денис Ромодин в свою очередь назвал несколько конкретных мест, которые привлекают городских туристов и исследователей индустриального пространства: «На мой взгляд и по опыту (где сложно найти свободные места), это старейшие дореволюционные и появившиеся в советские годы предприятия, а также современные». Вот некоторые из них.
Старейшее в стране кондитерское предприятие. Производство находится в Красносельском районе недалеко от станций метро «Красносельская» и «Комсомольская». Сегодня здесь проводят экскурсии с посещением Музея истории шоколада и какао, а также действующего производства с дегустацией, мастер-классом по разработке рецептуры конфет и их изготовления.
Косметическая фабрика «Свобода»
Располагается в Савеловском районе недалеко от станции метро «Дмитровская». На экскурсиях посетителям показывают производственный цикл, старинные промышленные здания, образцы продукции, выпускавшейся последние 70 лет. Также здесь можно пройти тест-сессию современных косметических средств.
Фабрика «Черемушки»
Это легендарное предприятие по пошиву женского белья находится неподалеку от станции «Профсоюзная» на Нахимовском проспекте. На двухчасовой экскурсии туристам показывают экспериментальный, подготовительный, раскройный и швейные цеха предприятия, а также рассказывают об особенностях производственных процессов и дают практические советы по выбору белья.
Комбинат «Очаково»
Предприятие по производству пива и безалкогольных напитков. Находится на улице Рябиновой между платформами МЦД-4 «Очаково» и «Мещерская». Завод организует туристические экскурсии с посещением производственных помещений и музейной экспозиции предприятия. Можно организовать дегустацию напитков (для желающих — с легкими закусками или обедом). Также посетителям выдают сертификаты на посещение корпоративного магазина. Дети от 6 до 17 лет допускаются в сопровождении взрослых.
«Айкрафт-Оптика»
Это предприятие находится рядом с метро «Тульская» и, как следует из его названия, специализируется на производстве оптики. Туристам здесь показывают, как с помощью роботов и другой техники создаются линзы.
Технополис «Москва»
Особая экономическая зона, состоящая из разных площадок (в Зеленограде, Печатниках и Руднево), на территории которой работают десятки высокотехнологичных компаний. Сюда водят множество технотуристических экскурсий. Студентам рассказывают, что такое современная инженерия, а школьникам делают обзорные показы возможностей современных технологий. Также есть прогулки на электрокарах с показами производства микрочипов и медицинского оборудования, лектории про фотонику и оптические информационные технологии.
Экстремальный сектор
Кроме официальных экскурсий существуют еще сталкерские и диггерские форматы путешествий по промзонам и заброшенным объектам. Но поскольку явление это несанкционированное, подсчитать «турпоток» тут нереально. Да к тому же в последние годы подобные виды путешествий могут иметь не самые приятные последствия для их организаторов и участников, если, скажем, речь идет про закрытые места. Например, есть ст. 20.17 КоАП РФ «Нарушение пропускного режима охраняемого объекта» и ст. 215.4 УК РФ «Незаконное проникновение на охраняемый объект». Они подразумевают штраф от 75 тыс. до 200 тыс. рублей и административный арест до 15 суток. А если экскурсии проводятся на постоянной основе, их организаторам может грозить лишение свободы до четырех лет. В прошлом году, после того как в коллекторе Неглинки погибли диггеры, обсуждался вопрос введения штрафов за работу гидов без аттестации.
Помимо этого не стоит забывать и про печальную историю блогера Андрея Пыжа, который вел канал Urbanturizm на YouTube. В 2020 году его задержали и посадили на пять лет за «сбор сведений, которые составляют гостайну».
Из-за перечисленных внешних раздражителей диггеры и сталкеры стараются держаться в тени, хотя в соцсетях можно найти разные паблики на тему посещения заброшек и промзон. «Вы даже не представляете, какое количество интересных заводов и научно-исследовательских институтов находится в Москве и Московской области. Готовы показать вам историю каждого из них», — говорится на одном из тематических сайтов, который предлагает пользователям увлекательные маршруты. Правда, когда «Москвич Mag» связался с админами этого ресурса, они проигнорировали вопросы.
Представитель другого диггерского сообщества «Эстетика Химпрома» анонимно рассказал нам, что происходит в этой сфере сейчас. Он отметил, что многие промзоны в Москве, Подмосковье и других регионах активно сносятся, застраиваются и перестраиваются либо приходят в полный упадок: «Мест, куда можно было бы с интересом сходить, стало намного меньше. По сути, все это движение осталось в 2000-х и 2010-х годах, а сейчас идет на спад, потому что территории тоже что-то стоят, а когда они просто так стоят, это невыгодно… Популярность [такого вида туризма] снижается еще и потому, что это стало опаснее. Многие предприятия так или иначе завязаны с оборонкой, и там за шкирку могут лихо схватить, потому что “что ты тут лазишь?”. Раньше можно было сказать: “О, извините, мы маленькие мальчики и девочки, залезли посмотреть, нам так интересно это”. Или дать тысячу рублей на бутылку водки охраннику. Сейчас такое уже не проканает».
При этом Давыдов позитивно отзывается о государственной программе поддержки индустриального туризма, призывая госпредприятия и крупные компании привлекать к сотрудничеству блогеров и экскурсоводов, которые давно занимаются подобными темами.
«Многие предприятия стали организовывать экскурсии, что, безусловно, хорошо, — полагает Давыдов. — Но, с другой стороны, экскурсовод, который давно работает в сфере индустриального туризма, как мне кажется, расскажет интереснее о производстве, чем просто работник предприятия. Возможно, я ошибаюсь и на предприятиях тоже должны быть штатные экскурсоводы, если уж организовывается туда экскурсия. Но все зависит, конечно, от харизмы».
Фото: Департамент инвестиционной и промышленной политики города Москвы