Открылась выставка «Косморама XVIII», посвященная Москве двухсот- и трехсотлетней давности.Вообще косморама — это «оптический ящик», одно из самых старинных приспособлений для просмотра статичных и движущихся картинок, то есть своего рода предшественник киноаппарата. Так называлась повесть «русского Фауста» — жившего в XIX веке писателя-мистика князя Владимира Одоевского, который наряду с жившим столетием раньше московским генерал-губернатором Михаилом Волконским стал главным персонажем этой выставки. Волконского как «человека дела» кураторы выставки сопоставляют с Одоевским — «человеком слова». В название выставки ее куратор Сергей Хачатуров заложил своего рода метафору — подобно тому, как Одоевский в своей «Космораме» пытался увидеть Москву будущего, мы через эти приборы можем сопоставить нынешний город с ним же трехсот- и двухсотлетней давности.
Косморамы будут присутствовать на выставке вполне зримо — в одном из залов Москвы художник Владимир Карташов решил воссоздать городскую площадь времен Волконского, на таких как раз устанавливались райки. «Здесь мы выстроили три райка, то есть маленьких павильончика, в которые нужно смотреть, чтобы увидеть волшебные сценки. Это и есть косморама в древнем понимании этого слова», — цитирует канал «Культура» куратора выставки. Внутри них на выставке могут оказаться как предметы трехсотлетней давности, так и современные экспонаты, намекающие на связь нынешних времен с временами генерал-губернаторства князя Волконского, а то и вовсе видеоэкраны или даже живые артисты, исполняющие современные стихи, стилизованные под потешные поэмы того времени (их написал поэт Андрей Родионов).
Специально для выставки ее сокуратор художник-сценограф Степан Лукьянов воспроизвел кабинет писателя, в котором можно было встретить множество необычных предметов, в том числе и косморамы. «Так представляется нам образ Москвы, какого-то городка XVIII–XIX века с запутанными улочками. При этом это кабинет-квартира — некая внутренность дома Одоевского, и она представляется такой же запутанной, как и переулочки», — рассказал Степан Лукьянов.
Соединяют все три эпохи художники и кураторы с помощью трех коридоров. «Сценарий выставки включает три части — зала. Все три части предлагают какую-либо специальную оптику на историческое время», — цитирует кураторов проекта журнал «Театр». Для этой выставки свои экспонаты из запасников поднял Музей Москвы — многие из них выставляются впервые. Кроме того, в экспозиции есть предметы и произведения из Музея архитектуры и Исторического музея; свои вещи предоставили и частные коллекционеры. В перформативной части выставки принимают участие артисты Мастерской Брусникина и «ИюльАнсамбля» из Центра им. Мейерхольда.
Выставка продлится до 25 августа.
Фото: гравюра «Обнародование манифеста в Москве на Ивановской площади о назначении времени коронования императрицы Екатерины Алексеевны в сентябре 1762 года». М. И. Махов, Ж. Л. Девильи. 1790. Пресс-служба Музея Москвы