В главном здании Пушкинского музея полным ходом идет реэкспозиция.
Новую концепцию для музея придумал французский сценограф, историк искусства Патрик Уркад. В 1980-х он был арт-директором французского Vogue, где сотрудничал с Хельмутом Ньютоном, Ги Бурденом и другими звездными фотографами. Также он курировал выставки в Версале и коллекцию декоративно-прикладного искусства Карла Лагерфельда. С Пушкинским он тоже сотрудничал — в 2019 году на выставке «Восточный джаз/East West Jazz».
Благодаря ему Пушкинский музей обновится: темные стены станут светлыми, изменится развеска, старые мастера переедут на первый этаж. Интерьеры Пушкинского станут больше похожи на интерьеры музея современного искусства.
«Классическая французская живопись вернется в залы, в которых она демонстрировалась с 1974 по 2006 год. Зато в зале 31, где обычно проводились камерные временные выставки, впервые разместится часть постоянной экспозиции: живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство Германии и Нидерландов XV–XVI веков. Искусство Византии и раннего итальянского Возрождения останется в прежнем пространстве, но зрители увидят его совершенно в ином свете. В целом это новаторская экспозиция, но ее цель — вернуть залам свет и пространство такими, как изначально их видели создатели музея Иван Цветаев и Роман Клейн», — рассказывает пресс-релиз.
Цветаев и Клейн задумывали музей как светлое и просторное пространство, но экспозиция со временем расширялась, и залы немного «заросли» предметами. Патрик Уркад сделает так, чтобы все предметы экспозиции остались на виду, но избавит залы от душного ощущения старого музея.
Когда 11 октября Пушкинский откроется, в пяти залах, где сегодня располагается экспозиция итальянской и французской живописи, на главной выставочной оси и еще в нескольких пространствах второго этажа будет идти выставка «Бывают странные сближенья», которую для Пушкинского музея готовит известный французский куратор Жан-Юбер Мартен.
Реэкспозиция — это часть масштабной трансформации, превращения музея в музейный квартал. Скоро откроют депозитарно-реставрационный и выставочный центры, галерею искусства старых мастеров и так называемый Дом текста, а к 2027 году территория ГМИИ увеличится в два раза — до 105 тыс. кв. м.
Фото: пресс-служба ГМИИ им. А. С. Пушкина