В «Саду «Рихтера» покажут семь фильмов про Москву и Петербург
В рамках проекта «Два города – миллион впечатлений» московский Комитет по туризму и арт-пространство «Рихтер» с 9 августа проведут серию бесплатных еженедельных кинопоказов в «Саду «Рихтера».
Действие всех семи фильмов программы разворачивается в Москве или Петербурге (Ленинграде). «Эти два города — вечные антиподы, которые в то же время бесконечно дополняют друг друга, — говорит кинокритик Ярослав Забалуев, отбиравший картины для показов. — Москва никогда не стоит на месте, вечно переменчива и непредсказуема. «Московская» часть программы вся об этом — с ее непохожими, но непостижимо уживающимися в одном пространстве героями: от элегантного физика Электрона Евдокимова («Еще раз про любовь») до саксофониста Алексея Селиверстова («Такси-блюз»). Петербург — кладезь неисчерпаемой традиции, оживший миф, не теряющий своих магических свойств ни в какую эпоху. Это самый романтичный город России («Питер FM» – главный ромком нулевых), где романтика идет рука об руку со свирепой готикой («Господин Оформитель»)».
Все фильмы будут демонстрироваться на пленочных копиях, которые предоставил ключевой партнер показов — проект «Кинопередвижка». «Пленочную копию «Такси-блюз» я обнаружил в 2007 году в кинотеатре «Байконур» в Алтуфьево, в вентиляционной камере, — рассказывает коллекционер и создатель «Кинопередвижки» Николай Ефремов. — Она была в отличном состоянии, но, увы, неполная — не хватало последней части. Ее я нашел только в 2020-м, у коллекционера в Ростове-на-Дону. А за копией «Питер FM» я охотился 15 лет. Нашел только этой весной!».
Показы будут проходить по понедельникам, с 9 августа по 20 сентября. Фильмом открытия станет «Такси-блюз», его представит Ярослав Забалуев. Начало программы в 20:30, а фильмов – в 21:00. Вход свободный, по предварительной регистрации.
Что, на ваш взгляд, делает фильм «петербургским» или «московским»?
Ну во-первых, «московским» или «питерским» фильм, конечно, делает город. Основная наша идея в том, что Москва непрерывно меняется, а Питер — город на каком-то глубинном уровне очень традиционный. Грубо говоря, Питер – это всегда вечные темы, а Москва – это всегда сейчас. Поэтому «Такси-блюз» – очевидно московский фильм, он про Москву конца 80-х — начала 90-х, про этих странных героев, очень из того времени, очень подвижных. В то время как «Господин Оформитель» — это вполне традиционная готическая картина, хоть и оставшаяся одинокой, не имевшая последователей в российском кинематографе. Фильм «Еще раз про любовь» — несмотря на очевидный шестидесятнический дух, физиков и лириков и так далее, совершенно не устарел. Это очень изящно, очень тонко сделанная картина, и она, конечно, очень московская — и по антуражу, и по воздуху в кадре. А «Монолог», который мы тоже покажем, — настоящее интеллектуальное кино — но при этом совершенно зрительское. Его режиссер Илья Авербах сейчас широкими массами подзабыт, и мне кажется, это замечательный шанс вернуть его зрителю.
Важно ли для вас, что все фильмы будут показаны на пленке? Что это дает современному зрителю?
Не хочется говорить банальности про «теплое ламповое изображение», но, конечно, пленочная картинка всегда ближе к тому, что закладывалось автором, и это всегда большая глубина кадра. Поэтому я сам стараюсь смотреть старые фильмы с пленки, и очень рад предоставить зрителям наших показов такую возможность.
Бывает так, что кино не просто апеллирует к городскому мифу, но и само его создает. Есть ли такие, по-вашему, среди «питерских» и московских» фильмов?
Первое, что приходит на ум — «Курьер», который прославил карьеры в Тушино и сделал их совершенно мифологическим местом в Москве. Ну и «Брат», конечно, — в Питере можно водить экскурсии по местам, где происходит действие фильма.
Фото наверху: кадр из фильма «Такси — блюз»