Точкой отсчета садового искусства организаторы выставки предлагают считать 1499 год, когда вышел иллюстрированный роман Франческо Колонны «Гипнэротомахия Полифила», где были описаны воображаемые сады, которые после лягут в основу реальных садов Италии и Версаля. Выставка рассказывает об истории парков через архитектурные планы, чертежи, гравюры, зарисовки, эскизы, а также фотографии куратора выставки профессора РГГУ Бориса Соколова, сделанные им во время международных экспедиций.
«Экспозиция занимает девять залов. В зале “Сад и космос” находится инсталляция художницы Наны Абдрашитовой (по совместительству архитектора экспозиции), описывающая, как симметрия раковины наутилуса может повторяться в симметрии целого парка. Залы “Кипарисы Юга” и “Тюльпаны Севера” рассказывают о пышных садах Италии, Испании и Португалии и строгих парках Голландии и Дании», — рассказывают организаторы.
Отдельное место уделят «Войне садов», которая произошла между королем Людовиком XIV и его министром финансов Никола Фуке и в результате которой появились два парка: Во-ле-Виконт и Версаль.
В экспозиции также фигурируют знаменитый «Парк чудищ» (Sacro Bosco) в Бомарцо, скульптура «Апеннинский колосс» на вилле Пратолино в Тоскане, произведения Микеланджело в Садах Боболи во Флоренции, «Зеленая женщина» в Затерянных садах Хэлиган в графстве Корнуолл, а также вилла Скарцуола, созданная в 1950-е годы архитектором и дизайнером Томазо Буцци.
Выставка открывается сегодня в Хлебном доме и продлится до 18 мая.
Фото наверху: Борис Соколов. Партерный сад замка Драммонд. Графство Перт, Шотландия, Великобритания