Один из главных трендов в современной русской литературе — персонажи должны жить и страдать на фоне городов России-матушки. Ладно, страдать в романах не обязательно, однако читатель уже не хочет летать на далекие планеты, посещать непохожую на нас Африку или спасать выдуманные волшебные королевства от гибели. Людям стало важно чувствовать сопричастность и видеть знакомые ему поля, дома и «Пятерочки».
Такая тенденция радует, но есть нюанс. Почему-то самым ярким местом действия для литературных произведений принято считать Петербург. Возможно, дело в ауре таинственности, которую создали писатели Золотого и Серебряного веков. Пушкин, Гоголь, Достоевский, Ахматова, Хармс — все они пестро представляли Северную столицу и будоражили умы. Из-за чего нынешние начинающие писатели все как один строчат тонны рассказов, где действие разворачивается в Петербурге. Уже тошнит от «мистических колодцев», «вечно серого неба», «меланхоличных желтых домов». Особенно от оживающего Медного всадника. Похороните его уже, боже мой.
К счастью, в последнее время современные популярные писатели все чаще выбирают Москву. О чем же они пишут?
О многострадальной Москве
Москва — это ипотека, вот главный постулат современных романов в жанре реализма. Самая больная и обсуждаемая тема для читателей, даже для тех, у кого есть собственное жилье. Герои в книгах ищут способ жить счастливую жизнь в условиях тотального напряжения. И дело ведь не только в том, что ипотека съедает большую часть бюджета. Пусть модные диагнозы вроде депрессии и биполярного расстройства часто просто фарс, сложно поспорить, что люди на фоне перегретой российской экономики морально истощены.
Москвичи не могут себе позволить лежать на диване, как Обломов. Это вопрос выживаемости. И, безусловно, характера: кто не может — уезжает. Пожалуй, этим Москва больше всего и привлекательна. Забрось персонажа сюда и просто смотри, что с ним будет. Даже особо ничего делать не надо. Так и поступил Иван Шипнигов. Просто подглядел за охранником обувного магазина, охотником за скидками, профурсеткой-продавщицей, филологической девой с Достоевским под мышкой и одиноким пенсионером — и написал роман «Стрим».
О Москве как рассаднике фантастических тварей
Пусть читатели больше не хотят далеко улетать с Земли, но им все еще интересно подглядеть, как волшебные существа мимикрируют под обычных людей в соседнем подъезде. Гендиректор издательства «Эксмо» Евгений Капьев в рубрике «Что читает Москва?» о самых популярных книгах за неделю регулярно выделяет по три и более фэнтезийных романа. Русалки, оборотни и вампиры поджидают случайных путников в подворотнях и скверах, канализационные люки скрывают духов-призраков и леших, а в метро помимо мутантов встречаются говорящие коты. Все это в топе продаж сетей «Читай-город», «Московский дом книги» и «Республика», а также магазинов «Москва», «Молодая гвардия» и «Достоевский».
Москва в произведениях жанра фэнтези контрастная. Есть светлая часть — заполненные людьми Пятницкая, Тверская или Арбат (Старый или Новый — не принципиально). Но стоит свернуть с, например, Мясницкой, как ты попадаешь в таинственный Кривоколенный переулок, где тебя встречает совершенно другой, темный город. Ведь там в любой момент может появиться ведьма и напоить тебя запретным зельем в баре «Свобода» или вампир, вываливающийся в ночи из «Широкой на широкую».
О месте счастья и любви приезжих в Москве
Но есть и другая Москва. Маленькая. Романы о ней соответствующие, сохраняющие эмпатию и наивность. С дворником Авазом, который начинает с пяти утра мести тротуар. С соседкой тетей Светой, которая сидит около подъезда с кофе в руках, но бросает наслаждение субботним утром, чтобы помочь донести коляску. С тучным Андреем из второго подъезда и его толстой собакой Жужей, которая непременно бросается облизывать каждого, кто ненароком посмотрит в ее сторону. С шумной детворой, играющей на площадке в салки или казаки-разбойники. Да, это мой дом.
Москву давно клеймят городом жестоким и равнодушным. Особенно громко те, кто сюда только что приехал. Им, как правило, хватает пары поездок в метро и двух очередей в поликлинике, чтобы оставить гневный отзыв в «картах», мол, люди здесь фальшивые, грубые и чужих не жалуют, даже своих. Но новое поколение писателей — ироничных и трезвых — будто взяли на себя миссию этот миф развеять.
Их истории не прячут сложностей, наоборот, предупреждают о них, порой довольно откровенно. Но все же больше романтизируют, чем пугают. Это в каком-то смысле эмоциональные путеводители: не для тех, кто приехал с настройкой на режим выживания, а для тех, кто не хочет сразу скатиться в нигилизм, но и потерять иллюзию боится. В их Москве можно споткнуться, обжечься, остаться без работы — и все равно в итоге не пожалеть, что остался.
А если где-то в Москве и правда трава зеленее, то, возможно, это просто взгляд стал мягче.