В правительстве Москвы в конце декабря подвели итоги развития Стройкомплекса за год и огласили планы на 2021–2023 годы.
Составляющая 19% валового регионального продукта московская стройка развивается в трех основных направлениях: благоустройство, транспортная и инженерная инфраструктура, программа реновации. Отдельным пунктом строители отчитались о реконструкции набережных — в громогласной статистике километров и объемов набережные отвечают за комфорт городской среды.
О том, что Москва, находящаяся в глубине континента, «порт пяти морей», знают все. А вот то, что Москва полна рек, ручьев, проток и прудов, а в самом центре ее остров, осознает не каждый москвич. Между тем специалисты насчитывают в Москве около 200 больших и малых водных потоков. Главная, конечно, Москва-река. Ее разливы сдерживает Водоотводный канал, образующий остров Балчуг, а пополняют реки Яуза, Сходня, Городня и ее приток Котляковка, а также Пахра и ее приток Битца. Это то, что на поверхности.
Большая часть московской воды ушла под землю. Улицы были реками, пруды стали бульварами. Закопаны кремлевский и китайгородский водные рвы. Спрятана в коллектор река Неглинная. Арка-труба, через которую она пересекала стену Белого города, теперь под Трубной площадью. Выше по реке был пруд, его форму повторяет Цветной бульвар. Дальше еще один — теперь там шумит Олимпийский проспект. Стекаются к Трубе сретенские переулки, они кривые, потому что извиваются по холму крутого левого берега Неглинной.
По руслу речки бежит Новосущевская улица, а церковь Святого Трифона, стоящая как-то боком в Напрудном переулке, вовсе не пьяна — она стоит вдоль русла реки Напрудной, у которой был изогнутый пруд. Никитский и Гоголевский бульвары очерчивают стену Белого города, что шла по-над крутым левым берегом ручья Черторыя. Спотыкаясь по рытвинам оврага — будто сам черт рыл — Черторый замороченно влекся к Москве-реке и окунался в нее слева от дома Перцева. В него по дну другого овражка несла свои сивые воды речка Сивка. Укатали Сивку московские реконструкции, остался от нее лишь Сивцев Вражек. А вот черта ни к чему поминать у нас — переименовали Чертолье в Пречистенку.
Вражки — Успенский, Пометный — все это русла московских речек и ручьев. Разливаясь, они образовывали болота. Одно из них, Козье, на окраине тогдашней Москвы, патриарх Гермоген частично осушил, оставив три пруда. От них остались Трехпрудный переулок и Патриаршие пруды в одном экземпляре. Пруды Поганые, куда жители Мясницкой слободы сбрасывали отходы, князь Меншиков превратил в Чистые, остался один, три лишь угадываются на карте пустыми пространствами между домами.
Через Чистый пруд в Яузу текла речка Рачка. Забрали речку в коллектор, но по-прежнему вьются вдоль ее русла Колпачный и Подкопаевский переулки, а сама Рачка долго еще мстила наводнениями в районе Колпачного, где был Хохловский пруд. Речка Чечера течет под Орликовым переулком, огибает Русаковское метродепо, пробирается под мостом на улице Радио, разрезает веселую слободу Кукуй, вбирает в себя приток того же имени и теряется в депрессивной промзоне в районе Краснопрудной улицы, где на месте Красных прудов одно время был стадион.
В заболоченном грязном районе на правом берегу речки Черногрязки построили газовый завод, теперь это хипстерская «Арма». Чистой пресной водой славилась река Пресна, зимой из нее нарезали лед для ледников в подвалах. Растекаясь, она тоже образовывала пруды: средний был перегорожен плотиной — тем самым горбатым мостом перед Белым домом, где шахтеры стучали касками. Верхний стал зоопарком. По-московски кривые улочки вокруг повторяли изгибы нижнего течения Пресны. Теперь речка в коллекторе, над ней район Пресня с Новопресненским переулком в нем.
Для предотвращения наводнений при Екатерине Великой на месте старого русла Москвы-реки, превратившегося в болота, построили Водоотводный канал. О болотах напоминает лишь название Болотной площади. В низинах Заречья (За-москва-речья) раскинулись заливные, то есть затапливаемые рекой луга — над ними теперь улица Бахрушина, парк «Музеон». В излучине тоже низина — лужа, Лужники. Золоторожские — улица, вал, переулки рядом с Андрониковым монастырем — от ручья Золотой Рожок, напоминание православным о бухте Золотой Рог в святом городе Константинополе. Речка Чернявка в Бибирево, Синичка в Лефортово, большинство московских малых водоемов ушли под землю, оставшись лишь в названиях и кривизне переулков.
Болотная набережная
Даже лишившись большинства своих водоемов, Москва продолжает обладать богатым водным хозяйством. Развитие столицы всегда было тесно связано с Москвой-рекой. Большей частью речные пути в городе использовались для перевалки грузов, а потому берега не обустраивались, баржи подходили к складам и лабазам, с реки город выглядел неприглядно.
Первые набережные с деревянными укреплениями возникли в конце XVIII века. Спустя 100 лет на них появилась каменная облицовка, к ним стали подводить булыжные проезды и мостовые. К началу XX столетия общая протяженность гранитных берегов составляла чуть более 4 км. В 1930-е годы началось обустройство береговых территорий в центре города. Канал имени Москвы сделал Москву-реку полноводной и судоходной, соединив системой шлюзов с «пятью морями». В нескольких местах русло реки спрямили, появился каскад водохранилищ. К началу 1990-х годов длина московских набережных составила уже 90 км. При этом большая часть береговой территории в черте города так и оставалась неблагоустроенной, выключенной из городского хозяйства.
К началу 2010-х годов, когда перед правительством Москвы была поставлена политическая задача создания комфортной городской среды, привлекательной для активной современной городской молодежи, реконструкция набережных стала инструментом, позволившим начать решение этой задачи быстро и эффективно. Первым шагом стало обновление парка Горького и набережных, протянувшихся до Воробьевых гор. Набережная «Музеона», набережная в Коломенском.
Москворецкая набережная
Схожие задачи мировые мегаполисы решают путем проведения конкурсов на разработку долгосрочных, на 10–20 лет, концепций развития городских пространств у воды: реки Шпрее в Берлине (Waterfront Location Development Plan, WLDP), Сены в Париже (Les Berges de la Seine), Темзы в Лондоне (Thames Gateway), Хуанпу в Шанхае, береговых территорий в Нью-Йорке (Vision 2020).
В 2014 году Москва провела международный конкурс на лучшую концепцию развития береговых территорий. Его главная цель — обеспечить связность городского пространства. На рассмотрение предлагалась площадь в 10 400 га, включая 1940 га водной поверхности Москвы-реки. Из этого объема неблагоустроенные территории составляли 44%, транспортные — 23%, пешеходные — 17%, а у 16% отсутствовал доступ к реке. Из 220 км длины всех берегов обустроенные для пешеходов набережные составляли лишь 60 км. Из 22 млн кв. м недвижимости жилыми были 4,8 млн кв. м, преобладали промзоны и пустыри.
Победителем конкурса стало российское архитектурное бюро «Проект Меганом». Их концепция предусматривала создание 64 км новых набережных, в частности в районах ЗИЛ, Мневники, Строгино, «Москва-Сити», с превращением их в активные общественные пространства. В 2015 году Институт Генплана Москвы разработал Концепцию градостроительного развития территорий, прилегающих к Москве-реке, с учетом результатов конкурса. «Программа 2035» была рассчитана на 20 лет с детализацией инвестиционных проектов первой очереди на 7–10 лет. С этих документов и началось комплексное развитие московских набережных.
Частью решения по созданию связного городского пространства стало строительство новых мостов. В Москве они в основном в центре, к тому же размещены неравномерно. Поэтому в рамках Адресной инвестиционной программы планировалось возвести через Москву-реку 21 мост, из них 20 — автомобильных. В настоящее время в Москве 452 мостовых сооружения, включая эстакады, путепроводы и железнодорожные мосты, 35 их них — через Москву-реку, включая 10 в границах Садового кольца, 23 — через Яузу, 16 — через каналы.
Всего в 2011–2020 годах было благоустроено 71,1 км набережных вдоль Москвы-реки. Это Москворецкая, Лужнецкая, набережная Марка Шагала и Пресненская. Продолжаются работы по благоустройству Шелепихинской, Нагатинской, Бережковской, набережной Филевской поймы. На 2021–2023 годы запланировано благоустройство 121 км городских набережных, а также строительство и реконструкция 16 мостов и создание около 40 новых общественных зон отдыха у воды.
Набережные могли бы составить отдельный городской округ. В Москве 22 набережные Москвы-реки, 31 — Водоотводного канала, 22 — Яузы. Самая протяженная, Нагатинская, растянулась на 5,5 км. Самая короткая, Новодевичья — менее 70 м. Самая посещаемая — Кремлевская. Самые лучшие виды — с Москворецкой и Серебрянической. На Берсеневской находятся памятники старой промышленной архитектуры и конструктивизма, например Дом на набережной, один из первых в Москве домов-комплексов с собственной инфраструктурой. Набережные в центре города имеют богатую историю и отражают архитектурную моду прошлых времен. История и эстетика новых береговых зон создается на наших глазах. При всем разнообразии проектов в них заложены три базовых принципа: проницаемость, открытость, разнообразие функций. При вписывании набережных в городскую транспортную сеть создаются удобные зоны для пешеходов. К сожалению, пешеходные дорожки при создании новых прогулочных зон часто не отделяются от дорожек для владельцев «малых колес» — велосипедов, самокатов и гироскутеров. Для этих последних, часто становящихся причиной ДТП в пешеходных зонах, давно пора вводить особые, не менее строгие правила движения.
Реконструируется Крутицкая набережная, она станет четырехполосной, с широкой дорожкой для пешеходов. Лицом «Москва-Сити» станет Краснопресненская набережная. Ее разделят на три зоны: многофункциональный террасный парк, многоуровневый линейный парк и пешеходную часть, появится причал для речных судов. В террасном парке растения высадят ярусами: сначала кустарники, у воды — многолетние травы и цветы. Появятся смотровые площадки, скейт-парк. Изюминкой станут портовые краны, превращенные в арт-объекты, как в парках Лондона и Гамбурга.
Лужнецкая набережная
Одна из самых масштабных — реконструкция Симоновской набережной, которая обеспечит транспортное сообщение с застраиваемой территорией бывшего завода ЗИЛ. Концепцию набережной Марка Шагала разработал Институт Генплана Москвы при участии Архитектурного бюро Асадова (АБ Asadov). Здесь будут парк, причал-амфитеатр и плавучие сады. Продумана система терренкуров — специальных маршрутов для бега и длительных пешеходных прогулок, запланированы три зоны с павильонами для мероприятий и концертов. Появятся «секретные сады» — огороженные кустарниками участки со скульптурами и оригинальными ландшафтными композициями. На набережной высадили 274 взрослых дерева, некоторые сразу семиметровые. Завершено строительство единственной в Москве 150-метровой пристани-амфитеатра под открытым небом — она станет пунктом остановки речного транспорта, маршруты которого прорабатываются. На набережной обустроят спа-центр — три бассейна, парилку на 15 кв. м и зону отдыха с раздевалками и душевыми.
Набережная Химкинского водохранилища сможет стать новым центром активности у воды: здесь предусмотрена реконструкция эллингов в спортивные, торговые и развлекательные объекты. На Щукинской набережной планируется создать комфортный прогулочный маршрут от жилой застройки до набережной по пешеходному серпантину вдоль Соболева ручья, а неподалеку от места его впадения в Москву-реку — возвести понтонный мост для пешеходной связи со Щукинским полуостровом — уникальным местом, где встречаются животные и растения, занесенные в Красную книгу. Здесь планируется сформировать парк с экологическими тропами и ограниченным доступом на территорию.
Набережная Северного речного вокзала
Набережная под Сабуровскими мостами имеет сложный ландшафт, из-за этого, а также близости железнодорожных мостов здесь ограничен доступ к воде. Реконструкция обеспечит комфортную безопасную связь с другими парками-набережными города, появятся зоны активности.
В Капотне главной задачей тоже было обеспечение связи с другими районами города. В результате реконструкции организован доступ жителей к воде за счет устройства пешеходных зон к территории с востока.
Как сообщила мэрия, 23 декабря утвержден проект благоустройства Карамышевской набережной в районе Хорошево-Мневники на левом берегу Москвы-реки, который коснется 58 га. Там организуют новую автомобильную инфраструктуру, а также дорожки для велосипедистов и пеших прогулок, места для занятий спортом и площадки для выгула собак. Будут реконструированы два причала. Особенностью набережной станет вертолетная площадка для экстренной доставки пациентов в ГКБ №67 им. Ворохобова.
Проекты реконструкций набережных опубликованы на сайте мэрии. Но лучше все увидеть собственными глазами — по набережным можно и нужно гулять. После всех реконструкций в центре Москвы появится огромный район связанных между собой, проницаемых для передвижения пешком или на транспорте территорий с прекрасными видами на воду.
Фото: shutterstock.com