Вечно юный «Броненосец “Потемкин”» Эйзенштейна снова выйдет в прокат к своему столетию
«Броненосец “Потемкин”» возвращается на экраны: шедевр Сергея Эйзенштейна перевыпускают к его 100-летию. С 29 января в прокат выходит версия картины 1976 года, восстановленная на киностудии «Мосфильм» под руководством Сергея Юткевича.
Премьера фильма состоялась 18 января 1926 года в кинотеатре «Художественный». Эта хрестоматийная для режиссеров всех времен лента многократно переосмысливалась, порождая новые интерпретации. Прежде всего это касалось музыкального сопровождения. Сам Эйзенштейн считал, что у немого кино должен быть современный звук, поэтому у фильма никогда не было канонического саундтрека — в разные эпохи создавались разные версии.
Так, в 2004 году озвучить киноленту решил электронный дуэт Pet Shop Boys: картину показали на Трафальгарской площади в самом центре Лондона. Музыканты исполнили саундтрек в режиме реального времени, а на мероприятие, несмотря на дождь, собрались около 50 тыс. человек. Позже фильм с озвучкой британских поп-музыкантов показали в «Художественном» в Москве.
Стоит отметить, что реакция как англичан, так и российских кинолюбителей была весьма прохладной. Это лишний раз подтверждает, насколько сложно работать с признанными шедеврами. Самую известную и ставшую классической музыкальную версию сочинил Дмитрий Шостакович — именно она и будет сопровождать московские юбилейные показы в 2026-м.
Дизайнер Андрей Васильев решил не рисковать и не заигрывать с афишей Александра Родченко — он создал минималистичный постер, использовав в качестве центрального образа красное знамя.
Возвращение «Броненосца» на киноэкраны приурочено к еще одному важному событию в мире кино — это выход книги советского киноведа Вениамина Вишневского, который в конце 1940-х исследовал историю создания фильма. Труд дополнен свидетельствами участников съемок и мнениями первых зрителей — «от рабочих московской скотобойни до тайно находившегося в СССР монархиста-эмигранта Василия Шульгина». Многие материалы публикуются впервые: читатели узнают, как снимался фильм, сколько он стоил, какая цитата открывала его в 1925 году и почему лента не понравилась многим коллегам Эйзенштейна.
Иллюстрация: фрагмент плаката к фильму «Броненосец “Потемкин”», 1925


