Наталья Журавлева

Вид из моего окна: на Большой Каретный

2 мин. на чтение

У меня вид во внутренний двор Большого Каретного. Слева немного видна оборотная сторона «Новой оперы», в центре — детский сад, а с 11-го этажа моей соседки Ирины Дмитриевны открывается прекрасный вид на сад «Эрмитаж».

Бессчетное количество раз переименовывали этот переулок. «Переименован он теперь, стало все по-новой там, верь не верь… » На наиболее старых картах Москвы он назывался 3-м Спасским, а потом он был и Большим Спасским, и снова 3-м Спасским, и Спасской улицей, и улицей Ермоловой. На более поздних дореволюционных картах называется Большим Спасским. В 1922 году уже переименован в Большой Каретный переулок. В 1956–1993 годах — в улицу Ермоловой. И, наконец, в 1993-м переулку вернули прежнее, сегодняшнее название.

Раньше эта местность называлась Тележным рядом, потому что в XVII веке здесь в основном жили мастера, изготавливавшие телеги. А в XVIII веке уже начали производить кареты, и название 1922 года было дано переулку, так как здесь находился Каретный ряд, в котором продавали кареты и экипажи.

Владимир Высоцкий жил здесь в школьные годы, с пятого по десятый класс, в коммунальной квартире, о которой у него тоже есть замечательные «стихотворные рассказы». Из окон своей квартиры он вполне мог наблюдать, как идут рабочие на старейшую швейную фабрику №5, упомянутую в песне «Диалог у телевизора»:

Ой! Вань! Гляди, какие карлики!
В джерси одеты — не в шевьёт,
На нашей пятой швейной фабрике
Такое вряд ли кто пошьет.

Учился Володя в 186-й школе, сейчас здесь Российская правовая академия Минюста. А когда в 1949 году в пятом «Е» появился новичок в импортной замшевой курточке и новеньких зарубежного производства ботинках, эта была мужская школа. Девочки учились тогда отдельно. Одноклассники сразу прозвали Высоцкого Американцем.

В доме №17 по Большому Каретному прошло детство Петра Мамонова. Вообще все эти места вошли в историю русского рока. Здесь тусовалась компания первых отечественных хиппи во главе с Юрой Солнце. Здесь же, в Каретном, у Александра Липницкого собиралась легендарная тусовка Москвы и Питера. Сюда приезжали «Аквариум», «Кино», давали домашние концерты.

Так что все наши дворы между Петровкой и Самотекой — исторические. Недалеко дом с башенкой и винным магазином на углу, старые пивные, Лихов, Центральный рынок, «дом иностранцев», танцплощадка в саду «Эрмитаж»…  Но остались и еще более старые постройки, например главный дом усадьбы Протасовых — Малич, который был построен в конце XIX века и до революции несколько раз перестраивался. Или прекрасный особняк Бородина по соседству с домом Высоцкого. А в четырехэтажном доме в начале переулка жила жена декабриста Александра Григорьевна Муравьева, одна из первых последовавшая в ссылку за мужем в Сибирь. Здесь Пушкин передал ей свое послание декабристам «Во глубине сибирских руд» и лично Пущину: «Мой первый друг, мой друг бесценный».

Также в Большом Каретном переулке находился дом великого русского актера Щепкина. Дом стоял за забором, необратимо ветшая до тех пор, пока, уже в наше время, не был снесен.

А во втором корпусе 17-го дома выросла актриса Лена Проклова. Эльдар Рязанов любил эти места, и благодаря ему Большой Каретный оставил свой след в кино. В фильме «Девушка без адреса» герои Николая Рыбникова и Юрия Белова ищут Катю Иванову на улице Ермоловой. И здесь же после погони останавливается троллейбус под управлением Любы из фильма «Берегись автомобиля».

Марина Федорова, читательница «Москвич Mag»

Если вы хотите стать героем этой рубрики и рассказать о своем виде из окна, напишите, пожалуйста, Наталье Журавлевой: nrobertova@mail.ru

Фото: Марина Федорова

Подписаться: