, 3 мин. на чтение

Вид из моего окна: на Братеевский мост

Во время пандемии мы все начали гораздо чаще смотреть в окно. Кто-то этого не замечал, а кто-то целенаправленно не отводил глаз от пустых дворов, детских площадок и пешеходных дорожек. Накатывало ощущение, что ты главный герой фильма «Я — легенда» или сериала «Последний человек на Земле». Но я сейчас не о фильмах или сериалах. Я о тех, кто смотрит на давно привычный пейзаж не так быстро, кто не торопится.

Из своего окна я хорошо вижу Братеевский мост. Кто-то скажет сейчас, что мост — это слабая тема для воспоминаний. Это просто типовое архитектурное сооружение. Но так могут сказать только те, кто не в теме. Этот мост в свое время соединил два округа Москвы — ЮВАО и ЮАО, два района — Марьино и Борисово. Строился он два года. И все эти два года обитатели упомянутых районов, да и не только они, жили с надеждой на лучшее.

Мне, как человеку, который до этого жил на Красногвардейке, а затем обзавелся собственным жильем в Марьино, все это было особенно интересно. Район Марьино еще не стал мне своим, а Красногвардейка не отпускала. Не то чтобы у меня была необходимость каждый день перемещаться туда-сюда, но на старое место жительства, где все было знакомым и удобным, иногда тянуло. Поэтому когда в 1989 году мост построили, жить стало веселее.

Мост имел три автомобильные полосы в каждую сторону и пешеходные дорожки по краям. Подъем и спуск пешеходов осуществлялся по четырем лестничным маршам, по два с каждой стороны. Кстати, туда ходили гулять, фотографироваться, просто так стоять и смотреть сверху на неспешное течение Москвы-реки. Под мостом снова начали ловить рыбу. Причем местные пацаны и старожилы со знанием дела доверительно сообщали, что лучший клев прямо под мостом между первыми четырьмя опорами. Я не проверял, хотя рыбу там ловят до сих пор, даже соревнования проводят. Не едят, конечно. Выпускают.

Помню, как в том же году я купил на еще той, старой «Горбушке» домашний кордлесс-телефон Sanyo с максимальным удалением трубки от базы на расстояние более чем полтора километра. Проверить это с будущей женой мы решили на мосту, так как с его середины напрямую виден наш дом и даже окно комнаты, где стояла база. Мы как-то вечером пришли туда, и будущая жена позвонила домой сказать, что у нее все хорошо. Связь была идеальной. Шел 1989 год, сотовых телефонов тогда не было и в помине. Мы стояли на самой верхней точке моста и разговаривали по домашнему телефону в двух километрах от дома. Под нами текла Москва-река. По ощущениям это был тот самый знаменитый кадр из «Титаника». И мы были не единственными, кому нравилось так гулять.

Правда, радость обретения оказалась несколько преждевременной. По каким-то тайным и невнятно озвученным причинам мост не был сдан в эксплуатацию. Проект заморозили, и нормальное движение по мосту началось только в 1991 году. Но как только по нему начали ездить машины, пешие прогулки стали редкостью, а потом и совсем прекратились. Видимо, романтика и прогресс несовместимы. Наверное, и размеры сыграли свою роль. Интернет нам сообщает, что «общая длина моста с подходами — 1,7 км. Непосредственно на русловую часть приходится 308 метров (два пролета по 90 метров, центральный — 128 метров). Ниже моста, на левом берегу, расположен причал — “Марьинский парк”, а на правом берегу — причал “Братеево”. Выше моста на левом берегу расположен причал “Марьино”». Такая вот сухая статистика.

Кстати, еще так получилось, что я стал первым и единственным пассажиром самой первой маршрутки, которая официально переехала Братеевский мост в коммерческих целях. Так вышло случайно, но все-таки…

Еще на этом мосту перекрывали движение на несколько часов в связи с обнаружением большого количества взрывчатки в доме 16, корп. 2 по улице Борисовские Пруды. Несостоявшийся взрыв жилого дома тогда мог стать одним из серии терактов в российских городах. Еще на нем познакомились и больше не расставались наши бывшие соседи, теперь переехавшие в Люблино. Так что Братеевский мост не просто типовое архитектурное сооружение. У него много историй, как, впрочем, и у каждого моста в мире.

Сергей Костров — поэт, автор песен Ромы Жукова, Андрея Державина и группы «Сталкер»

Фото: Наталья Журавлева

Если вы хотите рассказать о своем виде из окна и стать героем этой рубрики, напишите, пожалуйста, Наталье Журавлевой: nrobertova@mail.ru