, 2 мин. на чтение

Вид из моего окна: на двор Центрального Дома архитектора

Я живу на Малой Никитской улице, из окна виден внутренний двор Центрального Дома архитектора. Сам дом, конечно, великолепен и историчен, построен аж в 1896 году.

После революции в 1917 году он, как и полагается, был национализирован, и в нем устроили ни больше ни меньше главный штаб Революционного военного совета. В 1920-е годы там располагалось Центральное бюро по обслуживанию интуристов, а в 1930-е — канцелярия французского посольства. Наконец в 1937 году дом был передан Союзу советских архитекторов. В 1975-м к нему пристроили здание в стиле модернизма — чудовищная пристройка советского времени просто ужасная. Но я ее, слава богу, не вижу.

В моем виде из окна все прекрасно, когда лето и из-за деревьев не видно скульптур, которые три-четыре года назад выставили в этом дворе. А вот пока зелени еще нет и видно эти творения, они, на мой взгляд, просто позорят наших архитекторов и вообще наше современное искусство, если его вообще позволительно назвать искусством. Там есть и скульптуры уважаемого мэтра Церетели, и Шумакова — председателя Союза архитекторов, и Владимира Колесникова, и Александра Бурганова. Кто такой Бурганов, мне не известно, но его скульптура «Муза» — это просто конец света. Сидит этакий плечистый мужик из белого гипса с небольшими по сравнению с его плечами сиськами и совсем маленьким членом вместо головы, а все остальное прикрывает невероятно объемное волнисто-извилистое гипсовое покрывало. Прости господи, кого такая муза и на что вдохновит? Есть еще мужик, как страус, опустивший голову в землю, но он хотя бы реалистичен, напоминает скульптуру Родена — задумавшегося мужика. А рядом скульптура — кусок женщины. Ну это вообще — ноги отрезаны, и туловище сверху до живота отрезано. Один живот и вагина. Я прямо вспомнил песенку из выступления «Уральских пельменей»: «Ко мне нужных полбабы пришло».

Есть еще какая-то гигантская шишка из металла. К чему? Куча непонятных металлоконструкций. Это, наверное, Шумаков. Он же за свой Живописный мост даже международную премию получил. Вот ему металл покоя и не дает. Моя дочка учится на журналиста, ходила в прошлом году на интервью с ним. Он ее как увидел, сначала предложил написать ее портрет (Шумаков же еще и художник у нас знатный), а потом она спросила его об авторстве его станций метрополитена — «Борисово», «Шипиловской» и «Зябликово». Его концепция — круг, треугольник, квадрат. В этой концепции он создал все эти станции, в частности лампы освещения. Дочь сказала свое мнение, что они довольно невыразительные получились, на ее взгляд. Председатель Союза архитекторов России выгнал ее, сказал: «Раз вы не цените мое искусство, подите вон». Мало ему славы, даже международной. Надо было еще и от студентки слова восхваления получить.

Есть еще во дворе Дома архитектора просто кусок стены и бутылки, напиханные в него, и памятник к 90-летию Союза или не знаю чего, с яйцом на колонне. Что это? Вырождение нации или вырождение искусства? И при входе надпись на красной фигне из трех ног: «Архитектура — рукотворное отражение зрения в пространстве».

Единственное, что достойно внимания — «Скрипачи» Церетели, хотя я его никогда не любил и помню до сих пор заголовок из «Московского комсомольца» по поводу установки очередного нового памятника в Москве работы скульптора: «Церетели опять отлил».

Анатолий Вахрамеев, читатель «Москвич Mag»

Если вы хотите рассказать о своем виде из окна и стать героем этой рубрики, напишите, пожалуйста, Наталье Журавлевой: nrobertova@mail.ru

Фото: Анатолий Вахрамеев