Вид из моего окна: на улицу Крылатские Холмы
Я живу на Крылатских Холмах — извилистой улице на западе Москвы рядом с зеленой зоной олимпийской велотрассы. Многие местные называют ее велотреком. На карте линия улицы напоминает голову собаки — ее профиль на карте обращен в сторону Гребного канала.
Для начала определимся по месту на фото. На востоке (это за горизонтом), за Гребным каналом — Москва-река. На западе (за спиной фотографа), за всем Крылатским — область. На севере (слева от объектива, далеко) — Северное Крылатское. На юге (справа, далеко) — Рублевское шоссе в сторону Можайки.
Наша семья переехала сюда в 1985 году из расселенной коммуналки. В том году строительство района в целом закончили, это был принципиально новый градостроительный проект. Школы, магазины и детские сады расположили рядом с домами, в той самой давно желанной для населения пешей доступности. Теперь этим никого не удивишь, это везде в новых и не очень старых районах, а тогда это было просто восхитительным новшеством. На улице Крылатские Холмы вдоль дороги много школ.
Когда район построили, отрапортовали главному партийному начальнику Москвы. Тогда это был Ельцин. К его приезду готовились — почти новый асфальт на Крылатских Холмах на всякий случай покрыли свежим, красивым слоем цвета черной икры. Ельцину все понравилось. Он отрапортовал еще более высокому начальнику, Горбачеву, о прекрасной градостроительной новинке.
Генеральный секретарь тоже собрался посмотреть прогрессивную новостройку. Перед смотринами на нашей улице опять положили новый асфальт, заменили бордюры (тогда это было редкостью), посадили кусты и деревья. Визит Горбачева прошел успешно. Крылатчане хвалились всему городу.
В 1987 году Горбачев пригласил в Москву Маргарет Тэтчер. Поползли слухи, что гостья посетит Крылатские Холмы. На улицу прикатили новенькие катки и привезли горы свежего асфальта. Закипела работа. Несмотря на то что все официальные лица встречались с народом примерно в полукилометре от нашей улицы, она вновь чудесно похорошела. Кроме асфальта снова обновили бордюры (это все еще было несказанной редкостью), опять подсадили кустиков вдоль дороги.
Приехала Тэтчер, вышла к народу почти без охраны. Зашла в универсам, купила сок и что-то еще. Народу собралось — тьма.
С того дня наши края высокие чины первого уровня забыли лет на пятнадцать. Постепенно трескался асфальт, крошились бордюры, блекла штукатурка домов. Но улица жила не только домами и дворами, школами и детсадами, но и своей чудесной зеленой в летнее время территорией почти не тронутой природы. Вдоль улицы манила знаменитая велотрасса с окружающей заповедной территорией. Кататься на лыжах с гор сюда приезжали со всей Москвы еще задолго до того, как построили современное Крылатское.
Улица Крылатские Холмы необычна. Как минимум тем, что домов на четной стороне почти вдвое меньше, чем на нечетной. Нечетная сторона — это граница классического московского спального района. Теперь таких много в городе. А бóльшая часть четной стороны — это парковая зона с велотрассой. Кроме прочего, это отличная смотровая площадка. «Москва-Сити» со своими небоскребами как на ладони.
В конце 1980-х отсюда было видно 17 салютов столицы — не 17 залпов, а залпы с 17 артиллерийских площадок, которые там, за Гребным каналом и рекой, в разных районах города. Я лично считал несколько раз, можете поверить. Потом с каждым годом высотных домов на той стороне реки становилось все больше, они заслонили собой часть этого грандиозного зрелища, но и сегодня есть на что посмотреть с Крылатских Холмов 9 Мая и в другие дни, когда темное небо озаряется разноцветными искрящимися залпами.
Сотни людей раньше ежедневно с утра до вечера приходили сюда, в парковую зону, кататься на велосипедах и всяких других колесах, ходить со скандинавскими палками или без них, прогуливать детей и собак, катать коляски… Многослойный асфальт улицы все старел, бордюры теряли форму, местные депутаты периодически собирали во дворах бабушек и клялись все привести в божеский вид. За это время мы успели отвести сына в первый класс и разделить с ним радость окончания десятилетки.
Как ни странно, покрытие олимпийской велодороги, как мне кажется, сохранилось по сей день в своем первозданном виде. Я не могу себе представить, как теперь асфальтирующий каток смог бы укатать покрытие на участках велотрека под углом 45 градусов.
Наступил новый век, жизнь менялась и для жителей, и для улицы. Количество автовладельцев в Крылатском (как и везде) заметно росло. Машины парковались уже не только во дворах, но и на проезжей части Крылатских Холмов. Появлялись заторы. Власти стали изыскивать возможности для увеличения мест под стоянки.
Улицу вновь стали асфальтировать. Не так часто, как в первые годы, но вполне регулярно. На обеих сторонах улицы стали обустраивать длинные и не очень «карманы». Позднее все эти расширения объединили и увеличили всю асфальтовую ленту улицы. Появилось шесть полос! Места на дороге стало хватать всем, даже припаркованным у обочины машинам. Крылатские Холмы вновь смогли покрасоваться новым асфальтом и бордюрами. С некоторых пор это обновление стало привычным.
Улица жила своей жизнью, сравнимой со многими другими. На относительно свободных площадках между строениями выросло несколько новых высоких жилых домов. Недалеко от нашего дома новостройка выросла на месте стоявших там когда-то в начале биографии улицы почты и продуктового магазина.
Недалеко от поликлиники №195, в конце улицы, со дня создания района была скульптура — бронзовый мальчик рядом с лежащим лосем из того же металла. Лось лежит и теперь, а мальчик давно куда-то пропал.
Перед поликлиникой возвели эстраду с полукуполом. Теперь в каждый праздник жителям домов напротив есть что послушать — хотят они этого или не очень. Саму поликлинику отремонтировали, заодно пристроив новое крыло. Открывать лечебницу после ремонта приезжал мэр города. На этот раз новый асфальт к приезду не настилали.
Появилось много пунктов выдачи заказов всех основных маркетплейсов, все рядом, на выбор. Заказывай — не хочу. С некоторых пор во всех дворах появились всякие детские устройства для развлечений и спортивные тренажеры для взрослых.
Меняются технологии строительства. В конце 1980-х начали строить новый дом рядом с оврагом у велотрека. Фундамент соорудили, да так и оставили лет на двадцать пять. Рискованно было возводить многоэтажку. А лет десять назад фундамент тот вынули, забили длинные сваи, построили не один, а два дома.
А осенью этого года началось грандиозное, глобальное изменение Крылатских Холмов. От каждой стороны дороги отняли по одной полосе, за счет чего расширили тротуары и обустроили газоны. Естественно, новый асфальт — и на дороге, и на тротуарах. Конечно же, новые бордюры. Не те, бетонные — нет, принципиально новые! Широкие, из какого-то волшебного светлого камня, похожего то ли на гранит, то ли на мрамор.
Всю зеленую зону огородили надежным металлическим забором. На территории велотрека затеяли строительство. На фото за забором виден красный остов какого-то будущего строения.
На самом крупном перекрестке на нашей улице организовали круговое движение, чего раньше никогда не было. По Крылатским Холмам ездят электробусы четырех маршрутов. Когда просто гуляешь вдоль дороги, автобусы ездят туда-сюда беспрерывно. А стоит выйти на остановку и начать ждать свой номер, так бывает очень по-разному.
Да, вот еще что. Этой осенью снесли все парковки, которые были на стороне зеленой зоны, у дороги. Одна из них была там, где на фото справа стоят строительные вагончики. Как минимум пара сотен автомобилей переместилась во дворы, где и без них было тесновато.
Можно и дальше писать. И про родник в овраге, и про храм, и про красный Живописный мост. Но это уже не про улицу Крылатские Холмы. Это будет уже не мой, а чей-то другой взгляд. Из другого окна.
Сергей Моргульцев, читатель «Москвич Mag»
Если вы хотите стать героем этой рубрики и рассказать о своем виде из окна, напишите, пожалуйста, Наталье Журавлевой: nrobertova@mail.ru

